ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 58 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.12.г., Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (далее – ВШК) администрацией .

1.2. Внутришкольный контроль – источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности. Под ВШК понимается проведение членами администрации школы-интерната наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогами законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, Ростовской области в сфере образования.

1.3. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.

1.4. В данное положение о ВШК педагогическим советом могут вноситься изменения и (или) дополнения.

II. Цели и задачи ВШК

2.1. Главной цельюВШК является установление соответствия функционирования и развития педагогической системы гимназии требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.

Целью ВШК при осуществлении непосредственного контроля за образовательным процессом является:

совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;

выявление и реализация профессионально-деятельностного потенциала членов педагогического коллектива;

выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;

– обеспечение функционирования гимназии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.

2.2.Задачи ВШК:

осуществление контроля за исполнением законодательства в сфере образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;

– анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;

– изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;

– оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

– мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;

– диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;

– совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.

III. Функции и структура ВШК

3.1. Функции ВШК:

информационно-аналитическая;

контрольно-диагностическая;

коррективно-регулятивная;

стимулирующая.

3.2. Структурно модель ВШК состоит из двух блоков: базовый блок и инновационный блок.

3.3. Объектами ВШК являются:

образовательная деятельность;

обеспечение образовательной деятельности.

3.4. Базовый блок ВШК образовательной деятельности включает в себя контроль:

за образовательным процессом;

внеурочной образовательной деятельностью;

методической работой;

научно-исследовательской работой;

ведением документации.

Инновационный блок ВШК образовательной деятельности включает в себя контроль:

за информатизацией образовательного процесса;

– внедрением инновационных технологий преподавания предметов, новым УМК;

интеграцией общего, профильного и дополнительного образования.

3.5. Базовый блок ВШК обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль:

– за учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной деятельности;

материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;

санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности;

обеспечением безопасного режима обучения;

укреплением материально-технической базы.

Инновационный блок ВШК обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль за модернизацией материально-технической базы.

IV. Направления, виды и методы ВШК

4.1. Директор и (или) по его поручению заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по следующим направлениям:

соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере образования по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;

– реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

– реализация основных общеобразовательных программ общего образования, учебных планов;

– использование методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;

– соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;

– использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

– соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов;

– своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального и социального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Ростовской области и правовыми актами органов местного самоуправления;

– работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников

– осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы;

другие вопросы в рамках компетенции администрации.

4.2. При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается:

выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;

уровень сформированности ключевых компетентностей;

степень самостоятельности обучающихся;

владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;

совместная деятельность учителя и обучающегося;

наличие положительного эмоционального микроклимата;

умение отбирать содержания учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний);

– способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

умение корректировать свою деятельность;

умение обобщать, систематизировать свой опыт.

4.3. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный, персональный, комплексный, документальный.

Вид ВШК

Основное содержание ВШК

1

Тематический

Работа коллектива, части коллектива над определённой темой, проблемой. Уровень ЗУН обучающихся по какой-либо теме, проблеме.

2

Классно-обобщающий

Уровень ЗУН, воспитанности, сформированности ключевых компетентностей

3

Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех классах, части классов.

4

Персональный

Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень педагога.

5

Комплексный

Проверка двух и более направлений деятельности

6

Документальный

Изучение документации

4.4. Методы контроля за деятельностью педагога:

анкетирование;

тестирование;

опрос;

собеседование;

наблюдение;

изучение документации;

анализ уроков;

беседа;

результаты деятельности обучающихся.

4.5. Методы контроля за результатами образовательной деятельности:

наблюдение;

устная проверка знаний;

письменная проверка знаний (контрольная работа);

комбинированная проверка;

беседа, анкетирование, тестирование;

зачет, сдача реферата, проектная деятельность;

проверка документации.

V. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК

5.1.ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который является частью плана работы школы-интерната на учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогов месте.

ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации о гимназии и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

ВШК в виде административной работы осуществляется директором или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

5.2. Основания для осуществления ВШК:

заявление педагогического работника на аттестацию;

– план ВШК, утвержденный директором;

– обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования.

5.3. Правила осуществления ВШК:

ВШК осуществляет директор или по его поручению заместители по УВР и ВР, руководители методических объединений, другие специалисты;

в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, может издаваться приказ о вынесении дисциплинарного взыскания;

плановые проверки проводятся в соответствии с планом работы, который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того или иного направления. План должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического коллектива, педагогического работника;

продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;

члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК;

экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой;

при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители по УВР, ВР посещают уроки учителей, самоподготовки воспитателей с предварительным предупреждением не позднее чем за 2–3 урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и учителя (воспитателя) к уроку (самоподготовке) – без предварительного предупреждения.

5.4. Результаты ВШК оформляются в виде справок и приказов. Итоговый материал должен содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.

5.5. Педагог должен быть ознакомлен с результатами ВШК под подпись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома гимназии.

По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, научно-методического советов, совещания при директоре;

5.6. Директор по результатам ВШК принимает следующие решения:

– об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;

– о проведении повторного контроля;

– о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

– о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа;

о поощрении работников с изданием приказа;

иные решения в пределах своей компетенции.

VI. Характеристика основных видов ВШК

6.1. Персональный контроль.

6.1.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя, педагогического работника.

6.1.2. В ходе персонального контроля администрация изучает:

– уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

– уровень овладения учителем современными технологиями обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения, информационными технологиями;

– результативность учебной деятельности обучающихся по предмету (как учитель-предметник);

– результативность внеучебной деятельности обучающихся класса (как классный руководитель);

– способы повышения профессиональной квалификации учителя.

6.1.3. При осуществлении персонального контроля администрация имеет право:

знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

– изучать практическую деятельность педагогического работника через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий объединений дополнительного образования;

проводить экспертизу педагогической деятельности;

– проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

– организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей (законных представителей), учителей;

делать выводы и принимать управленческие решения.

6.1.4. Педагогический работник имеет право:

знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

знать цель, содержание, виды и методы контроля;

своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации.

6.2.Тематический контроль.

6.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности учреждения.

6.2.2. Темы контроля определяются в соответствии с планом работы, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

6.2.3. В ходе тематического контроля:

проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

осуществляется анализ практической деятельности учителя, педагога дополнительного образования, педагога-психолога, педагога-библиотекаря, социального педагога, обучающихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий объединений дополнительного образования; анализ школьной и классной документации.

6.3. Классно-обобщающий контроль

6.3.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

6.3.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

6.3.3. В ходе классно-обобщающего контроля администрация изучает весь комплекс образовательной работы в отдельном классе или классах:

деятельность всех учителей;

включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям;

стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

сотрудничество учителя и обучающихся;

социально-психологический климат в классном коллективе;

посещаемость занятий обучающимися;

результативность обучения и т.д.

6.4.Комплексный контроль

6.4.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в целом или по конкретной проблеме.

6.4.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей и воспитателей .

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.