Положение об уполномоченном по правам ребенка

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

1.Общие положения

  1. Настоящее Положение об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательном учреждении (далее – Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,
    Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, Областным законом от 15.03.2007 № 643-ЗС «Об уполномоченном по правам человека в Ростовской области».

  2. Деятельность уполномоченного по правам ребенка (далее – школьный уполномоченный) направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению
    нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства.

  3. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, общепризнанными принципами и
    нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

  4. Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и должностных лиц учреждения.

  5. Деятельность школьного уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов управления учреждением, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

  6. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется на

общественных началах.

  1. Школьным уполномоченным может быть избран только совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель.

1.8.Участник образовательного процесса, занимающий в учреждении административную должность, не может быть избран уполномоченным.

1.9.Школьный уполномоченный избирается на общем собрании учащихся и может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из учреждения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей или иных причин.

Освобождение школьного уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании учащихся.


2.Выборы школьного уполномоченного

  1. Порядок и процедура выборов школьного уполномоченного определяется настоящим Положением.

  2. Школьный уполномоченный избирается общим собранием учащихся (большинством, не менее 2/3 голосов от общего количества голосующих).

  3. Выборы школьного уполномоченного осуществляются прямым тайным голосованием.

  1. В выборах участвуют учащиеся с 5 по 11 классы.

  2. Выборы проводятся один раз в два года в апреле.

  3. Дата выборов школьного уполномоченного определяется приказом

директора учреждения.

  1. Кандидаты на выдвижение в качестве школьного уполномоченного могут быть предложены классными коллективами либо осуществить самовыдвижение.

  2. Для организации и проведения выборов школьного уполномоченного в учреждении создается избирательная комиссия.

Избирательная комиссия работает коллегиально, отрыто и гласно. Избирательная комиссия формируется из числа участников образовательного процесса, за исключением администрации учреждения,
в количестве 7 человек с обязательным включением не менее 3 учащихся учреждения.

На первом заседании избирательной комиссии избираются председатель и секретарь.

Функции избирательной комиссии:

- формирование списков учащихся, которые будут принимать участие в голосовании, по избирательным группам с указанием их номеров;

- формирование списков кандидатов в школьные уполномоченные;

- регистрация кандидатов в школьные уполномоченные;

- изготовление избирательных бюллетеней;

- проведение выборов в день голосования;

- определение результатов выборов;

- информирование участников образовательного процесса о результатах выборов школьного уполномоченного.

Избирательная комиссия за 3 дня до выборов размещает в специально отведенных местах информацию о месте проведения выборов, графике (времени) голосования каждой избирательной группы.

  1. Выдвижение кандидатур школьного уполномоченного и его доверенного лица осуществляется на классных собраниях.

  1. Подготовка и проведение выборов школьного уполномоченного осуществляются открыто и гласно.

  2. В специально отведенном месте учреждения помещаются информационные материалы о выборах за 7 – 10 дней до общего собрания.

  3. Всем кандидатам на выдвижение в качестве школьного уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации.

  4. Предвыборная агитация проводится не более чем в течение двух недель до выборов и в различных формах:

-собрания и встречи с учащимися и их родителями;

-публичные дебаты и дискуссии между кандидатами в

уполномоченные;

-выступления в печатных органах и других информационных средствах образовательного учреждения.

  1. Предвыборная агитация заканчивается за 2 дня до даты выборов.

  2. Участники образовательного процесса имеют право вести агитацию «за» или «против» любого кандидата.

  3. Кандидат может самостоятельно определять форму и характер

предвыборной агитации.

  1. Агитационные материалы должны содержать информацию о лицах, ответственных за их выпуск, и размещаться только в установленных администрацией местах.

  2. Запрещается агитация, злоупотребляющая свободой слова и оскорбляющая или унижающая кандидата.

2.19. Каждому учащемуся, участвующему в голосовании (далее – избиратель), выдается избирательный бюллетень с обязательной отметкой в протоколе выдачи бюллетеней и во время выборов обеспечивается право на прямое, тайное, равное и свободное голосование.

2.20. Голосование проводится в день выборов с 10-00 до 13-00 часов по группам в соответствии с графиком голосования.

2.21. Заполненные бюллетени опускаются избирателем в опечатанный стационарный ящик для голосования.

2.22. Бюллетень признается недействительным, если в нем отмечено более одной фамилии или в нем не отмечено ни одной фамилии.

2.23. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами избирательной комиссии по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням.

2.24. Результаты подсчета голосов избирателей вносятся в протокол,
в котором указываются итоги голосования по каждой группе и общее число голосов, отданных за каждого кандидата. Итоговый протокол подписывается всеми членами избирательной комиссии и передается на утверждение директору учреждения.

2.25. При подсчете голосов, составлении протоколов о результатах выборов, определении результатов выборов вправе присутствовать наблюдатели.

2.26. Избранным уполномоченным считается кандидат, получивший по итогам голосования большинство голосов.

2.27. Итоги выборов размещаются избирательной комиссией на информационном стенде учреждения в течение 3 дней после дня выборов.

На основании итогового протокола избирательной комиссии директор учреждения издает приказ об утверждении итогов голосования, назначении на должность кандидата, набравшего большинство голосов.

2.28. Итоговый протокол избирательной комиссии и приказ директора об избрании уполномоченного доводятся до сведения всех обучающихся, воспитанников и работников учреждения.

3.Компетенция школьного уполномоченного

  1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением; он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения.

  2. Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:

- защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

- формирование правового пространства в учреждении;

- формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

- формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

- совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

3.3.Основными задачами школьного уполномоченного являются:

- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

- профилактика нарушений прав ребенка;

- оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей обучающихся), касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.

Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные с:

- несогласием с выставленными оценками;

- несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц учреждения;

- действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.

Обращения по вышеуказанным вопросам могут направляться Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области.

3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.

Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.

3.6.С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:

- обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области;

- посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;

- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

- проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

- заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;

- передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

- ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения либо унижения достоинства ребенка;

- обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений при необходимости;

- обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области при не достижении соглашения или получении отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;

- направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации учреждения, Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области;

- выступать с устным докладом на заседаниях управляющего совета учреждения в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства;

- выбирать себе помощников из числа учащихся и других участников образовательного процесса.

Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.

3.7.Школьный уполномоченный обязан:

- проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;

- принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

- в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

- осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;

- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

- систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

  1. По окончании учебного года в срок до 10 июня школьный уполномоченный представляет Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области, руководителю муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, совету и администрации учреждения доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями.

  2. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует с:

- Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области;

- органами управления в сфере образования;

- органами опеки и попечительства;

- администрацией школы;

- педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения;

- органами самоуправления учреждения;

- учреждениями социальной защиты населения;

- правоохранительными органами;

- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов;

- правозащитными, общественными организациями.

4. Обеспечение деятельности школьного уполномоченного

4.1.Администрация учреждения вправе оказывать содействие деятельности школьного уполномоченного, а также создавать условия для повышения ее эффективности.

4.2.Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности школьного уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

4.3.Деятельность школьного уполномоченного осуществляется при содействии областных (муниципальных) органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов социальной защиты населения, здравоохранения, Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области, вузов и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию.

4.4.Администрацией учреждения могут рассматриваться варианты стимулирования школьного уполномоченного, не противоречащие действующему законодательству.