Пояснительная записка к учебному плану государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №2 г. Волгодонска на 2014 – 2015 учебный год.

Учебный план ГКОУ РО школы-интерната №2 г. Волгодонска на 2014-2015 учебный год был разработан на основе нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012г. № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Концепции:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год).

Постановления:

- Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате;

- постановление Правительства Российской Федерации от 29. 03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03 – 413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»; Устава государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования № 2 г. Волгодонска с учетом:

1 рекомендаций министерства общего и профессионального образования Ростовской области по разработке учебных планов общеобразовательных школ;

2 санитарных правил, утвержденных Постановлением Госсанэпиднадзора России (Сан ПиН 2.4.2. 2821-10);

3 проблемы и задач школы-интерната;

4 социального заказа со стороны воспитанников, их родителей

( законных представителей).

В соответствии с Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» ( Г.2, ст.13; Г.3 ст.28) учебный план обсуждался на заседании педагогического совета (от 27.05.2014, протокол № 7) и был утвержден директором школы-интерната. Учебный план является нормативным правовым документом, который устанавливает перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и классам (годам) обучения.

Учебный план призван обеспечить:

1. Реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта, обеспечивающего единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирующего овладение выпускниками образовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

2. Целостность и сочетаемость инвариативной и вариативной частей, отражающих согласованность потребностей в образовании личности, общества и государства.

3. Реализацию регионального компонента содержания образования, отражающего своеобразие истории, культуры и хозяйственных традиций Южного региона, способствующего патриотическому воспитанию школьников, гражданской идейно-нравственной позиции воспитанников.

4. Создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных возможностей и образовательных потребностей воспитанников, развития творческих навыков, сохранения и укрепления здоровья.

Учебный план составлен в соответствии с требованиями к структуре, к гигиеническим требованиям условий обучения воспитанников.

В школе 11 классов-комплектов:

1 класс программа 1-4

2А класс программа 1-4

2Б класс программа 1-4

3 класс программа 1-4

4 класс программа 1-4

5А класс

5Б класс (компенсирующий)

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

Учебный процесс сориентирован на 6-дневную учебную неделю, за исключением образовательного процесса 1 класса. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, для учащихся 1 класса установлена 5-дневная учебная неделя.

Учебные занятия проводятся в одну смену.

Режим работы:

Начало занятий: 8.45

Окончание:

- для 1 – 4 классов 12.15; 13.05

- для 5 – 9 классов 13.55

Продолжительность урока 40 минут (35 минут для 1 класса). Продолжительность учебного года: для 1 класса – 33 недели, со 2 по 9 классы – 34 – 35 недель.

Для организации активного отдыха и питания детей введены две перемены по 20 минут после второго и третьего уроков. При разработке учебного плана учитывались индивидуальные образовательные потребности школьников, создание условий для сохранения здоровья воспитанников, их адаптации в социуме. При составлении учебного плана соблюдена преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными областями, циклами, отдельными предметами, учтены основные принципы обновления содержания образования:

- гуманизация, целесообразность, отражение в содержании образования

на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры;

- приоритет сохранения и укрепления здоровья;

– усиление в содержании деятельностного компонента;

– оптимизация объема учебной нагрузки;

– обеспечение целостности представлений о мире путем интеграции содержания образования.

Сроки усвоения программ:

– начального общего образования – четыре года;

– основного общего образования – пять лет.

Учебный план позволяет заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам. В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные структурные единицы образовательных (предметных) областей: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.

Учебный план полностью реализует федеральный компонент, осуществляет право на полноценное образование, обеспечивает изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации, учитывает проблему и задачи образовательного учреждения. При составлении учебного плана учитывалось право на вариативность и свободу выбора воспитанников, их родителей (законных представителей).

Учебный план обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения, который представлен следующим образом:

- в целях получения воспитанниками устойчивых знаний и практических навыков по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих, учитывая современную социально-политическую обстановку в стране и мире в целом в школе-интернате введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-7 классах. В 1 классе «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются интегрировано с учебным предметом «Окружающий мир»; в 9 классе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается интегрировано в качестве модуля в учебном предмете «Технология»;

- краеведение рассматривается как интегрирующая составляющая таких

предметов как литература, география, история, биология, ИЗО.

Качество обучения воспитанников во многом зависит от решения таких вопросов, как:

- адаптация педагогически запущенных детей к школе;

- укрепление здоровья соматически ослабленных и часто болеющих детей;

- поддержка и развитие интереса к учению, любознательности, познавательной деятельности воспитанников, их творческих способностей;

- стимулирование и развитие интереса к учению, формирование любознательности у тех, у кого они явно выражены или выражены недостаточно;

- развитие и стимулирование образовательной деятельности одаренных детей;

- организация работы воспитанников с книгой, с информационно-

статистическими ресурсами, Интернет-ресурсами;

- организация практической деятельности на уроках, творческой

деятельности во внеурочное время.

Учитывая это, в вариативную часть были включены часы предметно-практической направленности.

Внеурочная деятельность учреждения представлена следующими направлениями: патриотическое, эстетическое, спортивное, прикладное искусство. С учетом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) реализуются такие формы деятельности как кружки, клубы, секции, студии.

Начальная школа.

Образовательный процесс в начальной школе осуществляется в системе развивающего обучения по УМК « Школа XXI века». I ступень – это самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего образования. В ходе освоения образовательных программ формируется внутренняя позиция воспитанника, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность. Введение новых государственных образовательных стандартов, усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов на предметные знания и умения и такие важные для выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм, знания сохранения и укрепления здоровья. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение применять, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать их результата.

Учебный план 1, 2А,Б, 3, 4 классов разработан в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация образовательной программы осуществляется через базисный учебный план и внеурочную деятельность. Содержание занятий, предусмотренных внеурочной деятельностью, сформировано с учетом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) и реализуются в таких формах деятельности как кружки, клубы, секции, студии по направлениям: патриотическое, эстетическое, спортивное, прикладное искусство. В рамках этих форм внеурочной деятельности реализуются различные виды экскурсий, конкурсы, соревнования, выставки. В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников, привития навыков здорового образа жизни, любви к спорту, учитывая интересы детей и их родителей (законных представителей), в рамках внеурочной деятельности учащиеся 1-2 классов посещают секцию гимнастики, а учащиеся 3-4 классов – плавательный бассейн.

С целью повышения уровня качества знаний, формирования орфографической зоркости, грамотности, развития письменной и устной речи, привития любви к родному русского языку и литературе во 2А, 2Б, 3, 4 классах введено дополнительно по 1 часу литературного чтения. Введение дополнительного часа литературного чтения способствует развитию творческого мышления, внимания к эстетической природе художественного произведения, привития любви к родному краю через красоту звучания русского языка.

На I ступени обучения большое внимание уделяется развитию логического математического мышления, творческой активности и воображения, расширение кругозора, обогащение активного словаря, воспитание положительной мотивации к учению. На этом этапе идёт активное включение ребёнка в творческую деятельность, развитие самостоятельности, поэтому во 2-4 классах введен дополнительный час по математике.

В качестве учебного модуля в 3,4 классах в рамках учебного предмета «Технология» изучается «Информатика и ИКТ», который направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

В 4 классе реализуется в объеме 1 часа учебный курс « Основы религиозной культуры и светской этики», который способствует формированию толерантности, доброжелательности, уважения к традициям и культуре народов различных вероисповеданий, наций и народностей.

С целью привития воспитанникам правильных норм поведения и просвещения в области сохранения и сбережения здоровья в 1-4 классах интегрировано в курс «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в рамках реализации мероприятий региональной долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту» введен модуль «Полезные привычки».

Основная школа.

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение воспитанников, формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или учреждении среднего профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Особое внимание отводится воспитанникам 5 – 6 классов. Это связано прежде всего со следующими изменениями:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой внутренней позиции ученика – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных действий, таких как моделирование, контроль и оценка, проектирование собственной учебной деятельности;

- с формированием у воспитанника научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации сотрудничества и кооперации;

- с изменениями формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, которая выражается в переходе от классно-урочной к лабораторно-исследовательской деятельности.

Обязательная (инвариативная) часть учебного плана 5 – 9 классов определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Вариативная часть определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, их родителей (законных представителей), школы. Часы распределены по образовательным областям следующим образом:

- в образовательной области «Филология» с целью развития письменной речи, орфографической зоркости, привития любви к родному языку в 5А, 7, 8 классах введен дополнительный час по русскому языку. В 9 классе дополнительно введены 1 час русского языка и 1 час литературы с целью усиления подготовки к Г(И)А. В 5А, 6, 7, 8 классах введено дополнительно по 1 часу литературы с целью отработки умений и навыков устной речи, развития внимания к эстетической природе художественного произведения, привития любви к родному краю через красоту звучания русского языка;

- в образовательной области «Математика» для закрепления теоретических знаний, четкости формирования практических умений и навыков, развития логического математического мышления введено по 1 часу математики в 5А, 6 классах. В 7, 8 классах с целью формирования практических умений и навыков логической математической деятельности введено по 1 часу алгебры и геометрии. В 9 классе – 2 часа алгебры и 1 час геометрии с целью закрепления теоретических знаний, практических умений, навыков и усиления подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации;

- в образовательных областях «Обществознание» и «Естествознание» с целью расширения знаний о природе планеты, страны, родного края в 6 классе введены: 1 час географии и 1 час биологии. В 5А классе с целью знакомства с историей малой родины модульно введен 1 час истории Донского края.

С целью организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации воспитанников, способствования в определении содержания образования с учетом индивидуальных способностей, интересов личности ученика в образовательной области «Технология» введены часы технологии: в 8 и 9 классах – по 1 часу.

В основе учебного плана 5Б класса – класса компенсирующего обучения лежит БУП-2004. При составлении плана учитывалась цель: создание образовательной среды, комфортности для саморазвития, самосовершенствования личности ребенка при условии сохранения и укрепления здоровья, более полного учета его индивидуальных возможностей и потребностей, развития творческого потенциала. Учебный план полностью реализует федеральный компонент государственного стандарта, а так же обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения. Часы компонента образовательного учреждения распределены на изучение предметов по выбору, проведение занятий психокоррекционной и оздоровительной направленности. Отбор предметов осуществлен с учетом:

- возможностей компенсации недостатков;

- создания адекватных условий для школьной адаптации;

- усвоения образовательных программ, с учетом индивидуальных

особенностей воспитанников.

Часы распределены следующим образом: в целях повышения качественного уровня обучения, учитывая возможности компенсации недостатков развития в процессе обучения введено по 1 часу: русского языка и литературы. математики. С целью повышения уровня самоконтроля, развития навыков общения, формирования культуры введено: 1 час занятий психокоррекции; в целях сохранения и сбережения здоровья введен 1 час оздоровительной физкультуры.

На все учебные предметы, курсы есть соответствующие программы, учебные и методические пособия, дидактический материал, соответствующие требованиям обязательного минимума содержания образования.

Программы и учебные пособия, используемые в образовательном учреждении, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

 

 

Директор ГКОУ РО

школы-интерната №2 г. Волгодонска Т.И. Шабанова

 

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.