Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка

к учебному плану государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №2 г. Волгодонска

на 2013 – 2014 учебный год.

Учебный план ГКОУ РО школы-интерната №2 г. Волгодонска на 2013-2014 учебный год был разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральные законы:

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон “Об образовании в Российской Федерации” (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

Федеральные концепции:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Федеральные программы:

- Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО, 2011 год).

Федеральные постановления:

- Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Федеральные приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; 

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».

Федеральные распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Федеральные письма:

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

Приказы министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.09.2007 № 1864 « Об утверждении учебного плана классов компенсирующего обучения в соответствии с БУП 2004»; от 25.04.2013 № 296 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год»; Устав государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования № 2 г. Волгодонска с учетом:

1 рекомендаций министерства общего и профессионального образования Ростовской области по разработке учебных планов общеобразовательных школ;

2 санитарных правил, утвержденных Постановлением Госсанэпиднадзора России (Сан ПиН 2.4.2. 2821-10);

3 проблемы и задач школы-интерната;

4 социального заказа со стороны воспитанников и их родителей

( законных представителей).

В соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» (п. 6 ст.2, п.2.6. ст.32) учебный план обсуждался на заседании педагогического совета (от 28.05.2013, протокол № 7) и утвержден директором школы-интерната. Учебный план является нормативным правовым документом, который устанавливает перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и классам (годам) обучения.

Учебный план призван обеспечить:

1. Реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта, обеспечивающего единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирующего овладение выпускниками образовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

2. Реализацию регионального компонента содержания образования, отражающего своеобразие истории, культуры и хозяйственных традиций Южного региона, способствующего патриотическому воспитанию школьников, гражданской идейно-нравственной позиции воспитанников.

3. Создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных возможностей и образовательных потребностей воспитанников, развития творческих навыков, сохранения и укрепления здоровья.

Учебный план составлен в соответствии с требованиями к структуре, к гигиеническим требованиям условий обучения воспитанников.

В школе 11 классов-комплектов:

1 А класс программа 1-4

1 Б класс программа 1-4

2 класс программа 1-4

3 класс программа 1-4

4 класс программа 1-4

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 А класс

9 Б класс

 

 

Учебный процесс сориентирован на 6-дневную учебную неделю, за исключением образовательного процесса 1А,Б классов. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, для учащихся 1 классов установлена 5-дневная учебная неделя.

Учебные занятия проводятся в одну смену.

Режим работы:

Начало занятий: 8.45

Окончание:

- для 1 – 4 классов 12.15

- для 5 – 9 классов 13.55

Продолжительность урока 40 минут (35 минут для 1 классов). Продолжительность учебного года: для 1 классов – 33 недели, со 2 по 9 классы – 34 – 35 недель.

Для организации активного отдыха и питания детей введены две перемены по 20 минут после второго и третьего уроков. При разработке учебного плана учитывались индивидуальные образовательные потребности школьников, создание условий для сохранения здоровья воспитанников, их адаптации в социуме. При составлении учебного плана соблюдена преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными областями, циклами, отдельными предметами, учтены основные принципы обновления содержания образования:

- гуманизация, целесообразность, отражение в содержании образования

на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры;

- приоритет сохранения и укрепления здоровья;

– усиление в содержании деятельностного компонента;

– оптимизация объема учебной нагрузки;

– обеспечение целостности представлений о мире путем интеграции содержания образования.

Сроки усвоения программ:

– начального общего образования – четыре года;

– основного общего образования – пять лет;

Учебный план позволяет заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий федеральным образовательным стандартам. В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные структурные единицы образовательных (предметных) областей: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.

Учебный план полностью реализует федеральный компонент, осуществляет право на полноценное образование, обеспечивает изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации, учитывает проблему и задачи образовательного учреждения. При составлении учебного плана учитывалось право на вариативность и свободу выбора воспитанников и их родителей (законных представителей).

Учебный план обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения, который представлен следующим образом:

- в целях получения воспитанниками устойчивых знаний и практических навыков по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих, учитывая современную социально-политическую обстановку в стране и мире в целом в школе-интернате введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-7, 9А, Б классах. В 1А, Б классах «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются интегрированно с учебным предметом «Окружающий мир»;

- краеведение рассматривается как интегрирующая составляющая таких

предметов как литература, география, история, биология, ИЗО.

Качество обучения воспитанников во многом зависит от решения таких вопросов, как:

- адаптация педагогически запущенных детей к школе;

- укрепление здоровья ослабленных и часто болеющих детей;

- поддержка и развитие интереса к учению и любознательности, познавательной деятельности воспитанников;

- стимулирование и развитие интереса к учению, формирование любознательности у тех, у кого они явно выражены или выражены недостаточно;

- развитие и стимулирование образовательной деятельности одаренных детей;

- организация работы воспитанников с книгой, с информационно-

статистическими ресурсами, Интернет-ресурсами;

- организация практической деятельности на уроках, творческой

деятельности во внеурочное время.

Учитывая это, в вариативную часть были включены часы предметно-практической направленности.

Внеурочная деятельность учреждения представлена следующими направлениями: патриотическое, эстетическое, спортивное, прикладное искусство. С учетом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) реализуются такие формы деятельности как кружки, клубы, секции, студии.

Начальная школа.

Образовательный процесс в начальной школе осуществляется в системе развивающего обучения по УМК « Школа XXI века». I ступень – это самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего образования. Введение новых государственных образовательных стандартов, усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и такие важные для выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм, знания сохранения и укрепления здоровья. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение применять, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать их результата.

Учебный план 1А,Б, 2, 3 классов разработан в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация образовательной программы осуществляется через базисный учебный план и внеурочную деятельность. Содержание занятий, предусмотренных внеурочной деятельностью, сформировано с учетом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) и реализуются в таких формах деятельности как кружки, клубы, секции, студии по направлениям: патриотическое, эстетическое, спортивное, прикладное искусство. В рамках этих форм внеурочной деятельности реализуются различные виды экскурсий, конкурсы, соревнования, выставки. В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников, привития навыков здорового образа жизни, любви к спорту, учитывая интересы учащихся и их родителей (законных представителей), в рамках внеурочной деятельности 1-2 классы посещают секцию гимнастики, 3-4 класс – плавательный бассейн.

С целью повышения уровня качества знаний, формирования орфографической зоркости, грамотности, развития письменной и устной речи, привития любви к родному русского языку и литературе во 2, 3, 4 классах введено дополнительно по 1 часу литературного чтения. Введение дополнительного часа литературного чтения способствует развитию творческого мышления, внимания к эстетической природе художественного произведения, привития любви к родному краю через красоту звучания русского языка.

На I ступени обучения большое внимание уделяется развитию логического математического мышления, творческой активности и воображения, расширение кругозора, обогащение активного словаря, воспитание положительной мотивации к учению. На этом этапе идёт активное включение ребёнка в творческую деятельность, развитие самостоятельности, поэтому во 2-4 классах введен дополнительный час по математике.

В качестве учебного модуля в 3,4 классах в рамках учебного предмета «Технология» изучается «Информатика и ИКТ», который направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

В 4 классе введенный 1 час учебного курса « Основы религиозной культуры и светской этики» способствует формированию толерантности, доброжелательности, уважения к традициям и культуре народов различных вероисповеданий.

С целью привития воспитанникам правильных норм поведения и просвещения в области сохранения и сбережения здоровья в 1-4 классах интегрировано в курс «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в рамках реализации мероприятий региональной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту» введен курс «Полезные привычки».

Основная школа.

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение воспитанников, формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, самостоятельному решению проблем, к развитию творческих способностей.

Обязательная (инвариативная) часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Вариативная часть определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, их родителей (законных представителей), школы. Часы распределены по образовательным областям следующим образом:

- в образовательной области «Филология» с целью развития письменной речи, орфографической зоркости, привития любви к родному языку в 5, 7, 8 классах введен дополнительный час по русскому языку. В 9А, 9Б классах дополнительно введено по 1 часу русского языка с целью усиления подготовки к Г(И)А. В 5, 6, 7, 8 классах введено дополнительно по 1 часу по литературе с целью отработки умений и навыков устной речи, развития внимания к эстетической природе художественного произведения, привития любви к родному краю через красоту звучания русского языка;

- в образовательной области «Математика» для закрепления теоретических знаний, четкости формирования практических умений и навыков, развития логического математического мышления введено по 1 часу математики в 5,7, 8 классах, в 9А, 9Б классах – по 2 часа с целью закрепления теоретических знаний, практических умений, навыков и усиления подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации;

- в образовательных областях «Обществознание» и «Естествознание» с целью расширения знаний о природе планеты, страны, родного края в 6 классе введены: 1 час географии и 1 час биологии.

С целью организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации воспитанников, способствования в определении содержания образования с учетом индивидуальных способностей, интересов личности ученика в образовательной области «Технология» введены часы технологии: в 8 классе – 1 час, в 9А, Б классах – 2 часа.

С целью развития и формирования навыков общения, формирование культуры личности ребенка в учебный план включены курсы: 1 час в 5 классе – «Театр общения» и по 1 часу в 6, 7, 8 – «Психология общения».

На все учебные предметы, курсы есть соответствующие программы, учебные и методические пособия, дидактический материал, соответствующие требованиям обязательного минимума содержания образования.

Программы и учебные пособия, используемые в образовательном учреждении, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

 

 

Директор ГКОУ РО

школы-интерната №2 г. Волгодонска Т.И. Шабанова

 

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.