Публичный отчет за 2016 – 2017 учебный год

Деятельность государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Волгодонская школа-интернат» в 2016-2017 учебном году была направлена на создание условий для повышения качества образования через формирование готовности школьников к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Школа работала в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями; сменой парадигмы образования в стране, новыми образовательными стандартами, внедрением ФГОС в начальной школе, введение ФГОС ООО в пятом и шестом классах, образовательными инициативами в государственной политике, социальным запросом воспитанников и их родителей (законных представителей). С сентября 2016 года школа-интернат работала как учреждение предпрофильного спортивного образования.

Основной целью деятельности учреждения являлось удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков, ориентированных на формирование современного человека – личности, реализующей здоровый образ жизни, с развитыми интеллектуальными и творческими способностями, высоким уровнем информационной культуры, со сформированными ключевыми компетенциями и потребностью в непрерывном образовании. Шел процесс формирования личности воспитанника с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы; способной к профессиональному и личностному самоопределению в условиях развитого демократического правового общества, рыночной экономики. В 2016 – 2017 учебном году школа работала над проблемой «Совершенствование образовательного пространства в Концепции сохранения и укрепления здоровья, развития гармоничной личности воспитанников на основе компетентностного подхода» и решала следующие задачи:

- Конструирование образовательной деятельности в соответствии с положениями системно-деятельностного, аксиологического, синергетического и индивидуального подходов, ориентированной на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

- Анализ уровней ценностей ориентации воспитанников на здоровый образ жизни на основе мониторинга психофизического здоровья, физической подготовленности образа жизни.

- Обеспечение внедрения в практику работы школы принципов и методик системно-деятельного подхода как средства достижения более высокого качества образования путем:

- повышения компетентности педагогов в области диагностики, мониторинга,

оценки и самооценки деятельности воспитанников и взрослых через

курсовую переподготовку, самообразование, групповые и индивидуальные

консультации;

- Осуществление психологической и социальной службами комплексного

обследования воспитанников, изучению различных аспектов их развития, воспитания, обучения на основе модели личности выпускника школы.

Задачи выполнены, наблюдалась положительная динамика по большинству поставленных вопросов.Это подтверждают результаты педагогического мониторинга по всем направлениям образовательной деятельности. Его анализ и диагностика показали, что:

- план работы на 2016-2017 учебный год выполнен в соответствии с поставленными задачами;

- обязательный минимум содержания образования выполнялся по всем предметам федерального компонента;

- уровень и качество подготовки выпускников соответствует требованиям государственного образовательного стандарта;

- овладели стандартом образования и переведены в следующий класс 99,3% учащихся.

- показатель уровня успешности в 2016 – 2017 учебном году повысился и составил 42,8 %, превысив плановый показатель государственного задания;

- в образовательном учреждении созданы условия для развития личности учащихся и обеспечения достаточного уровня предметной обученности;

- велась работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; созданы безопасные условия для их пребывания;

- школа успешно реализовывала ФГОС НОО, проводилась планомерная работа по внедрению ФГОС ООО в 5, 6 классах;

- в учреждении велась работа по обеспечению оптимального уровня квалификации педагогических кадров, реализации компетентностного подхода в образовании;

- в учебном году велась работа по предпрофильному обучению спортивного направления;

- для реализации задачи по обеспечению гарантий на получение общего образования в школе, предоставлена очная форма обучения.

Образовательная деятельность осуществлялась на основе гуманизации образования и воспитания с учетом проблемно использования инновационных технологий с применением ИКТ и айти-технологий; индивидуализации образовательного процесса; формирования здорового образа жизни.

Результаты выполнения задач отражены в следующих показателях образовательной деятельности; работе служб учреждения.

На конец 2016-2017 учебного года в школе обучалось 157 человек (на начало учебного года – 163 человека). В течение учебного года выбыло 11 воспитанников, прибыло 5 учеников. Тенденция уменьшения количества учащихся сохранилась. Причины снижения количества воспитанников следующие:

- демографическая ситуация в стране;

- экономические проблемы государства, приводящие к снижению

социального уровня жизни населения;

- введение платного обучения при отсутствии справки, подтверждающей

статус малоимущей семьи;

- миграционные процессы (смена места жительства).

Соблюдения законодательства Российской Федерации, Ростовской области по реализации конституционного права граждан на образование образовательное учреждение ведет учет выбывших, проводя мониторинг их дальнейшего обучения.

В 2016-2017 учебном году учреждение работало в режиме шестидневной недели, на 1 сентября было сформировано 11 классов-комплектов. В связи с уменьшением количества воспитанников на 1 января количество классов-комплектов уменьшилось до 10. 7А и 7Б классы были объединены в один класс. На конец учебного года в школе – интернате обучалось:

Начальная школа (второй уровень) – 71 человек,

Основная школа (третий уровень) – 86 человек.

Качество обучения воспитанников во многом зависело от решения таких вопросов, как:

- адаптация педагогически запущенных детей к школе;

- укрепление здоровья соматически ослабленных и часто болеющих детей;

- поддержка и развитие интереса к учению, любознательности, познавательной деятельности воспитанников, их творческих способностей;

- стимулирование и развитие интереса к учению, формирование любознательности у тех, у кого они явно выражены или выражены недостаточно;

- развитие и стимулирование образовательной деятельности одаренных детей;

- организация работы воспитанников с книгой, информационно-

статистическими ресурсами, интернет-ресурсами;

- организация практической деятельности на уроках, творческой

деятельности во внеурочное время.

Учитывая это, в вариативную часть были включены часы предметно-практической направленности.

Внеурочная деятельность учреждения представлена следующими направлениями: патриотическое, эстетическое, спортивное, прикладное искусство. С учетом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) реализовывались такие формы деятельности как кружки, клубы, секции, студии, экскурсии.

Образовательная деятельность в начальной школе осуществлялась в системе развивающего обучения по УМК « Школа XXI века». Уровень начального общего образования – это самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего образования. Введение новых ФГОС, усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяло ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и такие важные для выпускника начальной школы качества: учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм. В 2016/2017 учебном году, согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.01.2012г. №84-р, в 4 классе продолжилось изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» с целью духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей; формирования уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан Российской Федерации. В школе-интернате обучаются дети различных национальностей и вероисповеданий, поэтому введение данного курса способствовало формированию толерантности.

Основное общее образование обеспечивало личностное самоопределение воспитанников – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, самостоятельному решению проблем, к развитию творческих способностей. Обязательная часть определяла состав учебных предметов обязательных предметных областей. Вариативная часть определяла содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, их родителей (законных представителей). В истекшем учебном году 5, 6 классы обучались по ФГОС ООО. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивал в 2016-2017 учебном году:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность воспитанников;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников.

В течение года:

- осуществлялся мониторинг, позволяющий вести отслеживание и анализ качества образовательного процесса, степень обученности;

- проводились контрольные диагностические, срезовые работы, практические и самостоятельные работы, тесты;

- в рамках мониторинга осуществлялось: посещение уроков учителей: Корецкой Е.Е., Котович Е.Н., Борисовой Е.А, Сергеевой В.Б., Погореловой А.А. и самоподготовок воспитателей: Луночкиной В.С., Мурадовой И.Т., Крупской Е.Е., Молчановой О.А.;

- осуществлялся сравнительный анализ результатов входящей, промежуточной аттестации, по результатам четвертей, года;

- проводился классно–обобщающий контроль в 4А, 4Б классах; предупредительный контроль в 1 классе;

- отслеживалась работа учителей и воспитателей 1 – 4 классов в рамках ФГОС нового поколения;

- проводился обзорный контроль рабочих программ педагогов, степени прохождения образовательных программ в течение всего года, ведения классной документации;

- отслеживалась работа учителей и воспитателей начальной школы на основе системно-деятельностного подхода в обучении, по использованию ИКТ и айти-технологий, технологии развивающего обучения.

Анализируя работу начальной школы в 2016-2017 учебном году, установлены положительные тенденции, такие как:

- повышение уровня успешности воспитанников на 5,8%;

- участие во Всероссийских проверочных работах (с хорошими результатами);

- широкое применение айти-технологий с использованием мультимедийного оборудования и интерактивного комплекса, развивающих технологий;

- развитие самостоятельности, креативности воспитанников, формирование их активного мышления, самосовершенствования и саморазвития, толерантности;

- в соответствии с ФГОС в 1-4 классах внеурочная деятельность реализовалась по следующим направлениям: спортивно–оздоровительное, эстетическое, познавательное и способствовала формированию разностороннего интереса воспитанников, развитию их индивидуальных способностей;

- активное участие детей в конкурсах, олимпиадах на различных уровнях: областном, Всероссийском, Международном.

Наряду с положительными тенденциями на уровне начального общего образования остаются проблемы, которые необходимо решать:

- повышение уровня обученности воспитанников, создание условий для их самообразования и саморазвития;

- усиление работы педагогов со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися;

- для улучшения результатов обучения и развития детей усилить работу по совершенствованию педагогического мастерства, изучению и внедрению передового педагогического опыта;

- активизировать работу по развитию приемственности между начальной и основной школой;

- разнообразить внеурочную деятельность воспитанников.

На уровне основного общего образования в 2016-2017 учебном году обучалось 86 воспитанников (54,8 % из общего количества учащихся школы). Продолжалось формирование знаний, умений и навыков воспитанников, развитие их самостоятельности, познавательной деятельности и творческих способностей. Работа педагогического коллектива была направлена на интенсивный поиск путей развития личности каждого ученика. Рассматривались вопросы индивидуализации, интеграции содержания образования, предпрофильного обучения, внедрялись идеи гуманизации школьной жизни. В истекшем учебном году продолжалась работа по ориентированию воспитанников 9 классов на продолжение получения образования.

Результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют об оптимально качественном уровне подготовки девятиклассников. Это во многом объясняется вариативностью содержания образования, внесением коррективов в учебный план, применением поэлементно новых развивающих технологий личностно – ориентированной направленности, системно-деятельностного подхода в обучении широкое использование интернет-ресурсов.

Результативность образовательного процесса 2016-2017 учебного года была достигнута благодаря четко спланированной работе администрации, учителей, воспитателей, психологической и социальной поддержки воспитанников, созданию благоприятного эмоционального климата и комфортности проживания в учреждении.

Исходя из анализа образовательной деятельности за 201 6 -2017 учебный год определились вопросы, требующие дополнительных решений в новом учебном году. Необходимо усилить работу коллектива по раскрытию и развитию индивидуальных, творческих способностей воспитанников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, их умения ориентироваться в окружающей социальной среде. Повысить степень развития индивидуальных способностей воспитанников и их стремления к самосовершенствованию, повышению познавательной активности, мотивации обучения.

На основании выше изложенного определились задачи на 2016-2017 учебный год:

- продолжить работу по усилению повышения уровня обученности и успешности воспитанников;

- педагогическому коллективу осуществлять работу в инновационной и научно-практической деятельности в рамках областного инновационного проекта «Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение и здоровый образ жизни в рамках внедрения ФГОС начального, основного, среднего общего образования» и проекта по здоровье сбережению;

- осуществлять работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, систематической профессиональной подготовке и переподготовке, включая дистанционное обучение;

- повысить уровень ИКТ-компетентности педагогов и воспитанников через внедрение в практику информационных айти-технологий;

- продолжить работу по переходу на новые ФГОС ООО – 7 класс;

- усилить работу по развитию индивидуального творчества воспитанников через совершенствование форм внеурочной и научно-исследовательской деятельности школьников;

- осуществлять работу учреждения по спортивному направлению в рамках предпрофиля;

- вести работу по практической отработке навыков тестирования как одного из видов контроля знаний учащихся;

- усилить работу по повышению качества обучения со слабоуспевающими и неуспевающими воспитанниками, детьми группы риска;

- совершенствовать работу по преемственности между уровнями начального общего образования и основного общего образования.

Работая над проблемой и решая задачи, поставленные перед коллективом школы, деятельность была направлена на создание условий для развития ребенка как свободной, творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию и сохранения его здоровья. Для выполнения этого необходим профессиональный компетентный педагог. Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений, опыта и т.д.В соответствии с задачами, методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Работа с педагогическими кадрами:

    1. кадровый состав;

    2. повышение квалификации и переподготовка педагогических

работников;

    1. аттестация педагогических работников.

  1. Тематические педагогические советы.

  2. Предметные декады.

  3. Открытые уроки, самоподготовки и мероприятия.

  4. Работа по выявлению, обобщению и распространению педагогического опыта.

  5. Информационное обеспечение методической работы.

  6. Работа с воспитанниками.

Хорошо организованная методическая работа является важнейшим средством повышения профессиональной компетенции и педагогического мастерства педагогов.

Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами в 2016-2017 учебном году составила 100%. В школе-интернате работал коллектив, способный обеспечить достаточный уровень обучения, создать условия для индивидуального развития воспитанников. Численность педагогического коллектива – 28 человек (35 с совместителями).

Уровень образования педагогов представлен следующим образом:

 

Уровень образования

2014-2015

2015-2016

2016 – 2017

Штатных сотрудников

с совместителями

Штатных сотрудников

с совместителями

Штатных сотрудников

с совместителями

Высшее

29(85%)

31(86%)

24 (83%)

28(80%)

22 (79%)

26(74,3%)

Средне-специальное

5(14,7%)

0

5 (17,2%)

7(20%)

6(21%)

9(25,7%)

 

В 2016 – 2017 учебном году успешно прошли экспертные процедуры профессиональной деятельности:

Григорьева Наталья Викторовна, учитель математики;

Строева Елена Владимировна, воспитатель;

Вдовиченко Инна Сергеевна, учитель физической культуры;

Котович Елена Николаевна.

Им была присвоена высшая квалификационная категория.

В течении года в коллективе работали педагоги разных возрастных групп. Идет уменьшение педагогов в возрасте 41 – 50 лет. Преобладают педагоги в возрасте 31- 40 лет, 51 – 60 лет – педагоги, имеющие квалификацию и обладающие высокопрофессиональными знаниями, умениями, навыками.

Педагоги активно участвовали в работе первого этапа инновационного проекта «Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение и здоровый образ жизни в рамках внедрения ФГОС начального, основного и среднего общего образования»; в проекте по здоровье сбережению.

В своей деятельности учителя и воспитатели широко использовали системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, применяя поэлементно развивающие, личностно-ориентированные, здоровье сберегающие технологии. Наиболее применяемые технологии следующие:

- игровые технологии;

- интегрированная технология;

- работа в сотрудничестве;

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления через письмо и чтение;

- технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала;

- информационные, с использованием Интернет-ресурсов, айти-технологий;

- портфолио.

Уже пять лет в учреждении ведется работа с электронными журналами и дневниками, благодаря которым родители (законные представители) в течении всего учебного года могли видеть отметки своих детей по всем предметам.

В течение 2016-2017 учебного года были проведены:

1. Тематические педагогические советы:

- Анализ работы школы-интерната за 2016 – 2017 учебный год.

- Стимулирование познавательной деятельности воспитанников, как средство саморазвития и самореализации.

- Новой школе – новые педагогические технологии или чему еще нам надо учиться?

- Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС.

- О допуске воспитанников 9 класса к ГИА; о переводе учащихся 1-6, 7-8 классов в следующий класс; о завершении государственной итоговой аттестации, выдаче аттестата об основном общем образовании и выпуске учащихся 9 класса.

2. Научно-методические семинары:

- Об организации деятельности педагогического коллектива в рамках инновационного проекта «Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения ФГОС начального и основного общего образования».

- О системе школьной медиации или «как договариваться с ребенком».

- Активизация работы педагогов с родителями: семинар-практикум «Техника рефлексивного слушания».

- Здоровье сберегающая среда образовательного пространства школы как основа реализации национальной образовательной политики «Наша новая школа».

3. Методические советы:

- Содержание и технология введения ФГОС, требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС в 6 классе.

- Проблема адаптации учащихся.

- Работа педагогов по повышению качества образовательного процесса.

- Знакомство с изменениями и дополнениями при подготовке и проведении ГИА. Порядок проведения ГИА основного общего образования.

- «Портфолио» педагога как форма повышения уровня педагогического мастерства.

- Психодиагностическая функция педагога как основа работы с воспитанниками.

- Итоги прошедших предметных декад (качество проведения, предложения по совершенствованию).

Рассмотренные темы педсоветов, научно-методических семинаров, заседаний методического совета способствовали созданию условий для конструктивной работы, заинтересованности педагогов в решении проблемы и задач учреждения. На проводимых ежемесячно совещаниях при директоре определялся и корректировался месячный план работы, рассматривались вопросы мониторинга образовательного процесса, подводились итоги выполненной работы, анализировалась и оценивалась деятельность учебно-воспитательной, социально-психологической работы. Рассматривались такие вопросы как:

- Ознакомление коллектива с приказами по технике безопасности и пожарной безопасности. Предупреждение школьного травматизма.

- Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

- Результаты классно-обобщающего контроля по формированию общеучебных умений и навыков у у воспитанников 5 класса в период адаптации к условиям обучения на уровне основного общего образования.

- Итоги мониторинга по определению статуса семей и группы риска воспитанников в 2016 – 2017 учебном году.

- Организация работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе.

- Работа с детьми группы риска по оказанию психологической помощи и социальной поддержки.

- Работа ОУ по сохранению здоровья школьников. Анализ уровня заболеваемости и травматизма воспитанников школы-интерната.

- Итоги работы ОУ в рамках инновационной площадки.

Работа методического совета строилась в тесном контакте с методическими объединениями. В 2016 – 2017 учебном году в школе функционировали 4 методических объединения:

- гуманитарного цикла;

- естественно-математического цикла;

- учителей начальной школы;

- воспитателей.

На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителей предметников над повышением качества знаний, универсальных учебных действий учащихся, работы по предупреждению неуспешности в обучении, работы с воспитанниками с повышенной учебной мотивацией. На заседаниях методических объединений обсуждались такие вопросы, как:

- организация обучения по новым ФГОС в начальной школе и 5,6 классах;

- учебно-методическое сопровождение образовательного процесса (сотрудничество с библиотекой);

  • использование айти-технологий на уроках и во внеурочное время;

  • открытие собственных сайтов и публикации на образовательных сайтах интернета;

  • работа с одаренными детьми, проведение школьных и участие во Всероссийских олимпиадах, в ВПР; организация предметных декад;

  • участие в профессиональных конкурсах (очно, дистанционно).

В работе МО педагог получал возможность закреплять свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения актуального педагогического опыта учителей и воспитателей, новых программ, деятельности своих коллег.

Особое внимание на заседаниях методических объединений уделялось изучению нормативных документов; обмену опытом по составлению рабочих программ и календарно – тематического планирования, планов воспитательной работы; анализу и мониторингу знаний, умений, навыков воспитанников по предметам; выявлению пробелов в знаниях и выработки мер, направленных на ликвидацию этих пробелов; повышению познавательной активности и качества знаний; организации работы со слабоуспевающими детьми и с одаренными (способными) воспитанниками.

Большое внимание педагоги уделяли вопросами творческого развития учащихся, сохранения и укрепления здоровья воспитанников на основе системно-деятельностного и лично-ориентированного подходов к воспитанникам и созданию развивающего пространства школы-интерната.

Работа методического совета основывалась на общей воспитательно-образовательной проблеме, состоящей в развитии личности воспитанника и педагога. В течение всего истекшего года велась работа по совершенствованию форм и методов проведения уроков (самоподготовок). Открытые уроки (самоподготовки) анализировались и рассматривались с точки зрения оптимизации учебного процесса, системно-деятельностного подхода в обучении, применения здоровье сберегающих технологий и форм организации учебно-воспитательного процесса, интерактивных технологий. Все открытые уроки (самоподготовки) имели практико-ориентированную направленность. Проведенные, в соответствии с графиком, в течение года открытые уроки (самоподготовки) продемонстрировали умения педагогов применять поэлементно различные развивающие технологии на всех этапах урока (самоподготовки). Благодаря применению в работе установленного в каждом классе мультимедийного оборудования и интерактивных комплексов учебные занятия проходили активно, интересно, деятельно.

В 2016-2017 учебном году педагоги: Вдовиченко И.С., учитель физической культуры; Мурылева С.В. и Корецкая Е.Е., учителя русского языка; Борисова Е.А., Сергеева В.Б., Погорелова А.А., учителя начальной школы; Фатеева Е.А., Анисимова О.Л., учителя иностранного языка; Григорьева Н.В. и Никульчева С.Б., учителя математики, делились опытом проведения нестандартных учебных занятий. Своим педагогическим опытом проведения самоподготовок поделились с коллегами воспитатели: Строева Е.В., Молчанова О.А., Логвиненко Н.Д..

Методические объединения учителей участвовали в подготовке и проведении предметных декад. В течение года были проведены декады по образовательным курсам: начальная школа; русский язык и литература; иностранный язык; математика, физика, информатика; проведена неделя психологии.Участие воспитанников в предметных декадах способствовало раскрытию творческих способностей каждого школьника, формированию у них стабильно высоких, положительных результатов внеклассной деятельности по предметам. Воспитанники принимали участие в муниципальном этапе Всероссийской предметной школьной олимпиады по математике, русскому языку, английскому языку, биологии, ОБЖ, обществознанию, показав средние результаты по городу.

Внеурочная деятельность педагогов в новом учебном году должна стать основой формирования творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта для каждого ребенка. Работа педагогов по темам самообразования рассматривалась как целостная система методической работы. Ее цель – повышение квалификации, восполнение знаний учебного курса. В процессе самообразования педагог сам определил тему, над которой он работал в течение года, рассматривая практические (методические) и исследовательские (критерии, способы, методы, формы, принципы обучения) цели.

Таким образом, методическая работа была направлена на оказание помощи педагогам в становлении педагогического мастерства и профессионализма, именно тех качеств, которые необходимы для развития активной и креативной личности воспитанника в условиях модернизации образовательной среды интернатного учреждения. Очевидна положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей, о чем свидетельствуют следующие факты:

- активизировалась работа многих педагогов школы по обобщению и распространению  педагогического опыта, возросло желание поделиться педагогическими и методическими находками;

- выросло  стремление  учителей и воспитателей к творчеству, к работе в Интернете (создание своих собственных сайтов и страниц, публикация собственных материалов);

- повысился профессиональный уровень учительского коллектива;

- многие учителя  прорабатывают для себя методику применения в практике преподавания новых педагогических технологий;

- учителя совершенствуют навык самоанализа своей профессиональной деятельности;

- пополняются методические копилки учителей.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются недостатки:

-  не все учителя готовы  к переоценке своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для перехода на новый уровень, обеспечивающий качество образования;

- неполный охват и вовлеченность учителей в методическую работу той или иной форме, поиск новых нетрадиционных форм нетрадиционного содержания методической работы и т.п ;

- формы проведения урока (самоподготовки) не всегда продуманы, что не обеспечивало полное усвоение учебного материала всеми воспитанниками;

- не в полной мере на самоподготовках применялись развивающие технологии, способствующие самообучению воспитанников;

- ослабленное внимание педагогов вопросам эффективного использования современных информационно-коммуникативных технологий на самоподготовках,

- основной упор педагоги делают на среднего ученика.

Исходя из вышесказанного, необходимо включить в планирование на новый учебный год следующее:

- совершенствовать работу по использованию в образовательном процессе современных методов, форм, средств обучения, современных образовательных технологий для получения наилучших результатов в педагогической и ученической работе;

- продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства педагогов, развитие мотивации деятельности педагогического коллектива. Обеспечивать рост профессиональной компетентности учителя в едином пространстве школы;

- повышение квалификации, категории и педагогического мастерства кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала воспитанниками школы на всех уровнях обучения;

- продолжить создание условий для функционирования и развития целостной методической службы учреждения, объединяющей педагогов;

- продолжить  работу по реализации  ФГОСНОО, ФГОС ООО в 5-7 классах;

- осуществлять мониторинг образовательного процесса и результата профессиональной деятельности педагогов;

- продолжить распространение передового педагогического опыта учителей посредством участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства, в профессиональных и интернет сообществах, подготовить наиболее интересные наработки к публикации;

- продолжить работу с одаренными детьми с целью развития их творческих и интеллектуальных способностей через внеурочную и внеклассную деятельность (интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады);

- вести постоянную работу по обеспечению сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

- совершенствовать работу по преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования;

- оказывать психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих воспитанников.

Большое значение в решении проблемы и задач школы отвелась воспитательной работе.

Социальная адаптация каждого воспитанника в современном обществе - основная идея, ценность, положенная в  основу воспитательной деятельности образовательного учреждения .

Поэтому концепция воспитательной системы школы-интерната выстраивалась с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволял сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым, и, самое важное, эффективным.

Главная   цель воспитательной работы  в 2016-2017 учебном году создание условий для развития познавательной мотивации, познавательного интереса и творческих способностей учащихся, воспитание физически и духовно – нравственными здоровыми детьми; приобщение к культурным традициям и духовным ценностям своего народа.

Для достижения данной цели реализовывались следующие задачи:

  1. Развитие школьных традиции.

  2. Развитие ученического самоуправления.

  3. Формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина РФ.

  4. Максимальное вовлечение родителей, законных представителей в жизнь школы-интерната и привлечение их к реализации программы развития.

  5. Продолжение работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимальное привлечение детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.

  6. Активизация работы по изучению уровня воспитанности.

Приоритетными направлениями воспитательной деятельности являлись:

  • Спортивно – оздоровительная деятельность;

  • Гражданско-патриотическая деятельность;

  • Духовно-нравственная деятельность;

  • Интеллектуально-познавательная деятельность;

  • Профориентационная и трудовая деятельность;

  • Экологическая и природоохранительная деятельность;

  • Культурно-досуговая и художественно-эстетическая деятельность;

  • Безопасность жизнедеятельности;

  • Организация работы органов ученического самоуправления.

Работа по указанным направлениям зависела от условий и средств воспитания, которые были задействованы в воспитательном процессе (кадровый состав, методы и формы воспитательной работы, организация внутришкольной жизни в целом, развитие ученического самоуправления).

В течение последних лет педагогический коллектив прилагает много усилий для формирования у школьников понятия о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей. Актуальность ориентации педагогической деятельности педагогов нашей школы на формирование здорового образа жизни была обусловлена особенностью здоровья воспитанников. Многие из них с раннего возраста имеют хронические формы соматических заболеваний, которые усугублялись во время обучения. А мы знаем, что здоровье человека в значительной степени определяется его образом жизни, который, в свою очередь, связан с культурой здоровья. Рассматривая здоровье как комплексное понятие (аспекты физического, соматического, психического, нравственного здоровья), педагогический коллектив пытался выделить в его структуре нравственный компонент здоровья (или фактор нравственности), который связан с психолого-социальным развитием детей и влиянием на их отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

С целью определения уровня ответственности самих детей за своё здоровье было проведено анкетирование. Результаты анкетирования воспитанников (14-16лет) в начале учебного года позволили констатировать тот факт, что дети, признавая ценность здоровья и подтверждая мнение о необходимости заботиться о нём, всё же не обладали достаточной познавательной активностью для получения знаний и навыков ведения здорового образа жизни. Знания о сохранении и укреплении собственного здоровья у них были сформированы фрагментарно, на низком (29%) и среднем (48%) уровнях. Принимая во внимание полученные результаты работа педагогов была направлена на решение задач формирования у воспитанников нравственного компонента здоровья. Для решения этой проблемы в работу были включены:

психокоррекционные занятия, консультации, тренинги;

мероприятия, направленные на просвещение детей.

Особое значение при внедрении здоровьесберегающих технологий приобрела физкультурно-оздоровительная работа, которая подразумевала активное использование таких форм работы, как физкультурные праздники и развлечения, закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, а также выполнение санитарных требований, неукоснительное выполнение режима дня.

Формированию потребности учащихся в здоровом образе жизни способствовали спортивные секции, участие в спортивной жизни города, области, страны.

Традиционным было проведение Дня здоровья и спорта, Всемирного дня здоровья, месячников по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек для учащихся 1-9 классов. В рамках Недели профилактических знаний, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом, в рамках Всероссийской акции « Стоп ВИЧ/СПИД» проведены: опрос учащихся 9-х классов «Что ты знаешь о СПИДе?», воспитатели 8-9 классов провели тематические классные часы «СПИД – чума человечества». Проведены тематические классные часы по профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни, жизненных ценностей: беседа «Вредные привычки», «О вреде курения», «Моё здоровье», «Режим дня: залог успешной учебы», «Курение: опасно для жизни!».

На протяжении более 14 лет в школе- интернате ведется большая физкультурно-спортивна работа. Сборная команда воспитанников не раз становилась призером Всероссийской спартакиады среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. В мае 2017г спортивная команда приняла участие в Спартакиаде воспитанников детских домов и школ-интернатов и заняли III место – младшая команда, и I – старшая. Постоянно функционируют спортивные секции (волейбол, футбол, спортивная гимнастика, настольный теннис), что способствовало развитию большого интереса воспитанников к спорту. Этому способствовала хорошая материально-техническая база: спортивный и 2 тренажерных зала, стадион. В 2016г открыта многофункциональная спортивная площадка с мягким покрытием. Укомплектованность спортивным оборудованием и инвентарем составляет 100%. Все это способствовало проведению в мае 2016года опроса среди воспитанников и их родителей (законных представителей) о предпрофильной спортивной подготовке детей по игровым видам спорта. По рекомендации Комитета спорта г.Волгодонска были выбраны и открыты группы по следующим видам спорта – хоккей на траве, водное поло, волейбол.

Привлекая воспитанников к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учитель физкультуры Вдовиченко И.С. и педагоги дополнительного образования, способствовали повышению интереса воспитанников к спорту.

В 2016-2017 учебном году проведена школьная Олимпиада «Малые игры Доброй воли» по 7 видам спорта: футбол, волейбол, стритбол, баскетбол, настольный теннис, шашки и шахматы. При подведении итогов: I место в старшей группе (7-9 кл) занял 8 класс; в младшей (4-6) – 6 класс.

Воспитанники 6-8 классов принимали участие, в качестве волонтеров, на Всероссийском чемпионате по хоккею на траве.

Большое внимание в школе уделялось патриотическому воспитанию. Воспитание чувства патриотизма, трудолюбия, уважительного отношения к себе у младших школьников дало положительные результаты. Анализ показал, что растет патриотизм, отношение к себе, отношение к обществу. Любознательность, трудолюбие практически остаются стабильными у младших школьников, что является показателем успешности воспитательной работы. У старшеклассников выросла правовая культура, чувство интернационализма, любовь к Отечеству.

Воспитателями 1-9 классов были проведены уроки памяти, посвященные 72-ой годовщине Победы над фашистской Германией; 74-ой годовщине освобождения Ростова-на-Дону; классные часы «Листая страницы истории» ( к 75-летию битвы по Сталинрадом), уроки мужества «Фронтовые реликвии моей семьи», проведена литературно-музыкальная композиция «Годы, опаленные войной…» (отв. Лоськова Н.В., педагог – библиотекарь), приуроченная к Дню Победы. Учащиеся 5-7 классов посмотрели в МАУК «Радуга» музыкальную программу «Музыка над руинами», посвященную Дню Победы. Организованы тематические выставки «Боевой путь ветеранов», «Служу Отечеству». Проведен школьный конкурс чтецов «Память в наших сердцах жива», конкурс патриотической песни «Пою мое Отечество», конкурс газет «Юным героям-антифашистам СЛАВА!», конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Виктория».

Воспитание толерантного поведения учащихся в воспитательной работы особо важно, т.к. школа является многонациональной, контингент состоит из семей различных социальных слоев. Воспитание «встроено» в жизнедеятельность ребенка, воспитательное пространство равно жизненному пространству. Педагог в урочное и внеурочное время выбирал материал так, чтобы ребенок мог самостоятельно определить правильное отношение к тому или иному событию. За истекший учебный год не было ни одного конфликта между детьми на национальной почве. Учащихся, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям противоправной направленности, в школе нет.

Ярким событием стал Фестиваль народов Дона, на котором были представлены национальности, представители которых обучаются в школе-интернате.

Традиционным стало проведение праздничного концерта, посвященного Дню матери.

Воспитателями 1-9 классов проводились тематические классные часы: «Мир вокруг нас» в 1-2-х классах, «Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций» в 3 классе, «Богатство человеческого сердца» в 4 классе, интерактивное занятие «Формула хорошего настроения», классный час «Без друзей меня чуть-чуть…» в 5 классе, «Пусть мир начнется с меня» в 5-6 классах, «Как научиться жить без драки» в 6-7 классах, «В мире ты не один», «Спасибо – нет!» 8-9 классах.

Педагогический коллектив рассматривает нравственность, духовность как основу личности, поэтому формированию целостной научно-обоснованной картины мира, развитию познавательных способностей, приобщению к общечеловеческим ценностям и присвоению этих ценностей уделялось особое, приоритетное место в воспитательной деятельности. Идея гуманизма, человеколюбия – одна из основополагающих в работе школы. Уровень воспитанности, этика, вопросы нравственности постоянно являлись предметом обсуждения на классных и внеклассных мероприятиях.

Огромную роль в формировании  духовных ценностей играли традиции школы, которые наполняли воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся: КТД “ Вы в нашем сердце, учителя»”, концерт, посвященный Дню матери, праздник Осени, концертная программа “Пусть всегда будет мама!”, праздник “Здравствуй, Новый год!”, фестиваль танцев «Мы лучики одной зари», КТД “Все цветы в один букет мы сложим”, праздник «Широкая Масленица», праздники «Последней звонок» и “Прощая, начальная школа!”.

Воспитанники 1-9 классов принимали активно участие в социально-значимой деятельности такой, как акция «Чистый класс, чистый школьный двор» по благоустройству школьного двора и прилегающей территории, акция «Собери макулатуру – спаси дерево».

В течение всего года в соответствии с планом воспитательной работы, воспитанники 1-9 классов посещали выставки, музеи, принимали участие в воспитательных мероприятиях.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. В большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель, уже не первый год, изучался уровень воспитанности каждого школьника. В ноябре проводилось тестирование на определение уровня воспитанности учащихся по методике диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.. Надо отметить, что уровень воспитанности имеет стабильно средний показатель, что говорит о самостоятельности, проявлении самоорганизации и саморегуляции, отсутствии общественной позиции у школьников.

Результаты данной работы зависели не только от объективных факторов, но и от профессионализма педагога, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где классный руководитель и воспитатель уделяли данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности стабильно остается высоким.

Педагогический коллектив школы стремился создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого воспитанника, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности.

В учебной деятельности учителя предметники формировали научное мировоззрение воспитанников. Это находило продолжение во внеклассной работе, их внеурочных занятиях. Формы внеурочной деятельности – это предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и т.д.

Таким образом воспитание является значимым компонентом системы образования в школе и, как целенаправленный педагогический процесс, должен быть успешным и результативным. Воспитанников школы-интерната отличает активная жизненная позиция. Созданная в школе организация РИД наилучшим образом создавала условия для удовлетворения потребностей человека в реализации пяти «само» – самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

Анализируя работу организации РИД, можно сказать следующее:

В начале учебного года были проведены выборы президента школьной республики (им стала Смирнова Анастасия, воспитанница 8 класса) и представителей в кабинет министров.

После избрания президента был разработан план работы органов самоуправления.

При поддержке и координации кураторов, министры различных ведомств совершенствовали работу сложившейся системы ШУС. Как и в прошлом году приходится констатировать тот факт, что воспитанники не ответственно относились к заседаниям, не добросовестно выполняли поручения. Вся активная работа велась только благодаря заинтересованной работе самого кабинета министров.Регулярно проводились рейды по проверки состояния учебников, дневников, экранов успеваемости; по сохранности мебели. После каждого мероприятия подводились итоги работы.

Участие в общешкольных мероприятиях развивало ответственность, инициативу в наших детях, содействовало воспитанию общественной активности, выявляло лидерские качества личности и их коммуникативные способности.

Не первый год в школе существует рейтинговая система участия классов в общешкольных мероприятиях. В этом году рейтинговая таблица велась и в начальной школе (с учетом возрастных особенностей детей). Проведенные мероприятия показали, что воспитанники 5,7,8 классов, классы начальной школы принимали участие во всех мероприятиях. А ученики 6 класса (воспитатель Грибкова М.В.) и 9 класса (воспитатель Лукина В.П.) выборочно относились к воспитательной деятельности.

По результатам рейтинга в 2016-2017 учебном году победителями стали:

в начальной школе:

1 место – 4 класс, воспитатель Молчанова О.А.

2 место – 2 класс, воспитатель Крупская Е.Е.

3 место поделили –1 и 3 классы, воспитатели Луночкина В.С. и Мурадова И.Т.

В основной школе:

1место – 8класс, воспитатель Строева Е.В.

2 место –7 класс, воспитатель Логвиненко Н.Д.

3 место –5 класс, воспитатели Корецкая Е.Е. и Григорьева Н.В.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в 2016-2017 учебном году велась большая работа с родителями (законными представителями). Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. В течение учебного года были проведены и общешкольные родительские собрания, на которых обсуждались вопросы: антитеррористической защищенности, охраны жизни и здоровья детей.

Одной из составляющей части взаимодействия педагогов и родителей являлось корректирование семейного воспитания. Проводились индивидуальные и групповые беседы с родителями, были проведены тематические консультации родителей с директором, учителями – предметниками, психологом, социальным педагогом.

В результате анализа проделанной работы была сформулирована цель Ц воспитательной работы школы на 2017-2018 учебный год:

Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Реализация цели может быть достигнута решением следующих задач:

1. Формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание участников образовательного процесса посредством активизации идеологической и воспитательной работы, формировать толерантное отношение.

2. Развивать творческий потенциал и лидерские качеств воспитанников через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детского общественного объединения школы-интерната.

3. Создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

4. Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, активизировать работу ученического самоуправления, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему коллективных творческих дел.

7. Совершенствовать систему семейного воспитания, способствовать повышению ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

8. Активно развивать предпрофиль спортивного направления в рамках инновационной деятельности учреждения.

В процессе обучения и воспитания активно участвовала социальная служба учреждения, которая осуществляла комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников, изучались психолого-медико-педагогические особенности личности вновь прибывших воспитанников, условия их жизни. Выявлялись интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывалась им социальная помощь и поддержка.

Социальная служба выступала посредником между личностью воспитанника и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Социальный педагог активно работал с педагогическим коллективом, родителями, специалистами социальных служб по вопросам оказания помощи воспитанникам с девиантным поведением, попавшим в трудные жизненные ситуации.

В течении всего года обновлялся банк данных неблагополучных семей. На протяжении 2016-2017 учебного года было снято 3 семьи социального риска, состоящих на учете КДН и ЗП. Семьи Запольских Г.Я. и Нестеровой Н.Г. сняты с учета в связи с положительными результатами. Семью Сердюковой С.А. ограничили в родительских правах сроком на полгода, а дети, Виктория и Владимир, 02.09.2017 были переведены в СРЦ «Аистенок».

Родители в неблагополучных семьях ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, не владеют культурой воспитания, не имеют единых требований в семье. И как следствие этого отчуждение самих детей из семей, где безразличие родителей обусловлено невниманием и неспособностью помочь детям. Такие родители становятся не авторитетно-значимыми для ребенка.

В работе по данному направлению в школе уделялось большое внимание, т.к. уже на начало поступления в школу были семьи, состоящие на учете КДН и ЗП ОП-1, как семьи социального риска.

В течении года проводилось мероприятия: посещение семей, состоящих на учете в КДН и ЗП и на внутреннем учете 2 раза в год; составлялись акты жилищно-бытовых условий семьи. Родители, приглашались на заседания Совета профилактики, КДН и ЗП. Своевременно оформлялись представления в ОП-1, ОП-2, УВД г.Волгодонска о принятии мер к родителям за уклонение от воспитания.

Согласно Постановлению мэра г. Волгодонска, на каждую семью, состоящую на учете в КДН и ЗП, заведены индивидуальные программы реабилитации. На каждый месяц были прописаны мероприятия с родителями и детьми. О результатах работы социальный педагог докладывал на заседании КДН и ЗП, на совещании при директоре.

Всем коллективом, совместно с детьми был изучен Областной закон «346-ЗС от 16.12.2009г. «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию». Классными руководителями проведены родительские собрания, где обсуждались статьи данного закона.

Огромная роль уделялась работе по профилактике правонарушений среди подростков. Разработан и утвержден совместный план с ПДН ОП-1. Проводились дни Большой профилактике(в ноябре и феврале). Инспектором по делам несовершеннолетних, Богдановым Д.И., проводились профилактические беседы с подростками, имеющими правонарушения в школе-интернате и за его территорией.

В банке данных КДН и ЗП на начало учебного года на учете состоял один воспитанник – Гиззатуллин Д. На воспитанника, стоящего на учете КДН и ЗП г.Волгодонска, заведена программа реабилитации несовершеннолетнего. В реализации данной программы участвовал весь педагогический коллектив(Гиззатулин Д. обучается в учреждении с 01.09.2016г.).

Анализ правонарушений показывает, что правонарушения совершены детьми из семей социального риска, где отсутствует контроль и понимание, где ребенок остается «один на один» с улицей.

В конце марта еще три воспитанника поставлены на учет в банк данных КДН и ЗП: Лагун В., Рылов М., воспитанники 9 класса и Орлов-Савенко В. воспитанник 6 класс, совершившие правонарушения в городе. На них так же разработана программа комплексной реабилитации несовершеннолетних.

Социальной службой ежегодно выявлялись дети, не приступившие к обучение на начало учебного года, а так же дети, систематически пропускающие занятия по неуважительной причине. Проводились беседы с родителями, посещались семьи на дому, составлялись представления в КДН и ЗП, ОП-1, ОП-2 о помощи возвращении детей в школу. По итогам года все дети переведены в следующий класс.

Профилактическая работа включала в себя профилактику правонарушений, борьбу с противоправным поведением.Среди воспитанников проводились мероприятия по профилактике наркомании, табакокурения, употребления алкоголя и предупреждения возможной детской преступности.Данная работа велась через следующие формы:

- просветительская деятельность в классах;

- индивидуальная работа с детьми, употребляющими табак, алкоголь;

- социально-педагогические мероприятия, направленные на привитие навыков здорового образа жизни;

- индивидуальные профилактические беседы с детьми, совершившими правонарушения.

- приглашались узкие специалисты из разных ведомств, для проведения бесед с воспитанниками.

Социальный педагог работал в составе медико-психолого-педагогического консилиума. Во время работы консилиума показывались результаты обследования воспитанников, что необходимо для выбора адекватных методов обучения и воспитания детей.

  1. раза в год социальный педагог проводил обследования всех детей на аппарате «АРМИС»- скрининговое обследование (первичное обследование, с целью выявления заболеваний).

Анализируя работу социальной службы за 2016-2017 учебный год, следует отметить, что в течение года велась целенаправленная работа, большинство запланированных мероприятий выполнены.

Поэтому в 2017-2018 учебном году необходимо:

- продолжить работу с учащимися по устранению пропусков занятий без уважительной причины;

- усилить работу с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей в семье;

- активизировать совместную деятельность с инспектором ПДН ОП-1 по профилактической работе с учащимися группы риска.

- совместно с педагогами школы вести работу по предупреждению бродяжничества, безнадзорности, правонарушений и детской преступности.

Основная цель деятельности психологической службы заключается содействие созданию психолого-педагогических условий, способствующих освоению основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС (1-6 класс) и ГОС(7,8,9 классы), что предполагает создание психологически комфортной среды и условий, позволяющих компенсировать трудности развития и обеспечивающих личностное становление, сохранение и укрепление психологического здоровья, повышение уровня социальной адаптации воспитанников.

Ведущие задачи деятельности педагога психолога были следующие:

- психолого-педагогическое сопровождение введения новых образовательных стандартов в образовательный процесс и содействие формированию и развитию универсальных учебных действий, адаптации учащихся к новым условиям обучения;

- мониторинг возможностей и способностей воспитанников, содействие развитию личностного и интеллектуального потенциала учащихся на каждом возрастном уровне;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки и психологическое сопровождение обучающихся в переходные и кризисные периоды их личностного развития и на разных уровнях;

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ;

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска», развития кризисных состояний и группы суицидального риска;

-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и просвещение родителей по актуальным вопросам психолог педагогической поддержке.

Деятельность педагога-психолога осуществлялась в рамках психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса по направлениям: диагностика, профилактика, консультирование, коррекционно-развивающая, организационно-методическая и просветительская, а также экспертная деятельность.

Психодиагностика и психокоррекция интеллектуального и личностного развития воспитанников проводилась на всех этапах обучения и личностного развития.

Прежде всего, в связи с введением новых ФГОС совместно с педагогами, психологическая служба принимала участие в организации и проведении психолого-педагогического мониторинга уровня развития учащихся 1-6 классов: на начало и окончание учебного года отслеживались показатели развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

В сентябре-октябре проводилась диагностика на предмет определения готовности первоклассников к школьному обучению, их адаптации.

В диагностическом обследовании были использованы следующие диагностики: методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе», методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург, проективная методика диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан, цветовой тест Люшера (модификации Л.А. Ясюковой). В результате проведенной диагностики можно отметить следующее: позиция школьника в полном объеме была не сформирована ни у одного учащегося; учебный, познавательный мотив выражен у 7 учащихся, что составило 50% от общего количества учащихся.

Несколько повышен уровень тревожности у 4 учащихся, что составило 29% от общего количества учащихся, у остальных 10 учащихся, 71%, – уровень тревожности в норме. Эмоциональное состояние большинства учащихся (12 чел, 86%) находилось в состоянии нормы, адаптация в целом протекала нормально; у 2 учащихся, 14%, превышало норму, что свидетельствовало о нарушении адаптационного процесса у детей и необходимости оказания им психолого-педагогической поддержки и помощи. В целом, принимая во внимание результаты проведенной диагностики, были разработаны рекомендации для педагогов, осуществляющих образовательный процесс в 1 классе, а также проводились коррекционно-развивающая работа с детьми. По результатам учебного года можно отметить тот фактор, что все дети, за исключением Асланова Рената, адаптированы в достаточной степени к обучению в школе.

С целью оказания психолого-педагогической помощи в адаптации при переходе на третий уровень обучения в декабре 2016 года проводилось тестирование учащихся 5 класса с использованием методик А.Зака, исследованию смысловой памяти «10»слов, социометрии заполнения индивидуальных карт психолого-педагогического статуса ученика 5 класса. Данные обследования позволили определить степень готовности учащихся к обучению в новых условиях и осуществлению адресной психолого-педагогической поддержки каждому воспитаннику.

В ноябре 2016 года учащиеся 9 класса были протестированы на предмет психологической готовности к ГИА. Педагогом-психологом были разработаны рекомендации для педагогов, работающих в 9 классе, а также памятки для родителей и учащихся, проводилась целенаправленная коррекционно-развивающая работа по подготовке к сдаче экзаменов.

В течение учебного года педагог-психолог участвовал в следующих мероприятиях:

- обеспечение комфорта и психологической безопасности в школе:

- изучение психологического климата в школьном и классных коллективах (выборочно);

- организация и проведение совместно с педагогами мониторинга формирования ценностной ориентации воспитанников на сохранение здоровья и здоровый образ жизни.

В аспекте профилактики суицидального поведения в октябре-ноябре классными руководителями были заполнены таблицы факторов наличия кризисной ситуации у воспитанников, общий список по школе составил 61человек. При проведении обследования данной категории учащихся педагог-психолог использовала метод наблюдения, индивидуальную диагностику, беседу, проективные методики (Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Динамический рисунок семьи», «Автопортрет»), а также методику незаконченных предложений Сакса и Леви, при необходимости – проводилась углубленная диагностика и экспресс-диагностика Люшера; для старшеклассников также использовалась методика выявления суицидального риска Кучера.

По результатам проведенной диагностики определился повышенный уровень тревожности у 3 учащихся, 5% от общего количества респондентов. Данные учащиеся находились под наблюдением педагога-психолога, с ними проводилась профилактическая и коррекционная работа с применением песочной и арт-терапии, в результате чего эмоциональное состояние их значительно улучшилось и стабилизировалось.

Наряду с этим, по запросам педагогов, родителей и самих учащихся в течение учебного года проводилась внеплановая и экспресс- диагностика, по результатам которой проводилась индивидуальная или групповая просветительская, консультационная и коррекционно-развивающая работа.

Благодаря комплексной, адресной профессиональной деятельности, проводимой совместно с педагогами, удалось осуществлять психолого-педагогическую поддержку, когда каждый воспитанник мог справляться с возникающими проблемами и чувствовал себя комфортно.

Психокоррекционная работа была направлена на коррекцию и развитие интеллектуальной и личностной сферы воспитанников. Групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия проводились профилактически, имели заданную направленность (регуляция эмоционально-волевой сферы, снятие напряженности, снижение уровня агрессивности и депрессивности и т.д.) Нужно отметить, что в структуре психокоррекционных и профилактических занятий особое место отводилось релаксационным занятиям, способствующим снижению уровня утомляемости, восстановлению ресурсного потенциала и эмоционального равновесия.

Если говорить о реализации психолого-педагогического сопровождения воспитанников, как уже отмечалось ранее, оно осуществлялось разными формами, в том числе и благодаря деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума. В течение года было проведено 4 заседания, в работе консилиума принимали активное участие учителя и воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, фельдшер. На заседаниях рассматривался вопрос психолого-педагогическое сопровождения вновь поступивших детей, адаптация учащихся 1 и 5 классов, особенности интеллектуального развития учащегося Асланова Рената и направление его на городскую ПМПК; динамика развития и работа с детьми группы риска, психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 класса при подготовке и ГИА. Благодаря целенаправленной работе всех участников образовательного процесса, наблюдалась положительная динамика в развитии и адаптации воспитанников.

В профессиональной деятельности педагог-психолог значительное внимание уделял гармонизации социальной среды школы, реализации превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Прежде всего, проводилась плановая и экспресс-диагностика с использованием методики цветовой методики Люшера, Басса-Дарки, Прутченкова (диагностика на наличие акцентуаций), Орел (склонности к асоциальному и аддиктивному поведению). В целом, мероприятия по профилактике ПАВ включали в себя психодиагностику, тренинги общения и профилактические занятия по заданной тематике, беседы по соблюдению здорового образа жизни, проведение психокоррекционных занятий с применением элементов психотерапии с учащимися, имеющими конформные установки. Работа по профилактике суицидов осуществлялась в соответствии Приказов Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №24/3.2-795/м от 13.02.2014, №244 от 12.04.2016, приказа по школе № 78169 -ОД от 01.09.2016 года и в соответствии плана мероприятий, направленных на профилактику суицидов. В аспекте профилактики суицидов наряду с вышеуказанными мероприятиями, проводились следующие мероприятия:

  1. Родительское собрание «Профилактика суицида: о правилах гармоничного взаимодействия с детьми и поведения в кризисной ситуации».

2. Диагностика учащихся на предмет выраженности субдепрессии, склонности к суициду, тревожности( при необходимости – экстренно проводилась экспресс – диагностика).

3. Проведение экспресс – диагностики на предмет состояния эмоционально- волевой сферы учащихся.

4. Психокоррекционные занятия, направленные на снижение уровня

тревожности, депрессивности, эмоциональной лабильности.

Особое внимание уделялось детям группы риска, которая в 2016 -17 учебном году составляла на начало года 5 учащихся, на внутришкольном учете состояло 12 учащихся. В начале учебного года были выявлены проблемы каждого ребёнка и разработаны индивидуальные коррекционные программы, предусматривающие оказание психолого-педагогической помощи. Педагогами совместно с психологической службой определены проблемы в учебной деятельности с учётом специфики каждого предмета и разработаны меры по их устранению. С детьми группы риска при необходимости проводилась экспресс-диагностика, профилактические и психокоррекционные индивидуальные беседы и занятия, дети принимали участие и в групповых занятиях. В связи с тем, что большинство детей, состоящих в группе риска, воспитываются в неблагополучных семьях, педагогическая и психологическая коррекционно-развивающая работа была направлена на формирование личностных качеств и структуры личности, конструктивной личностной картины мира. По завершению учебного года 3 учащихся были сняты с учета и группа риска составляла 2 человека, а группа риска внутришкольного учета – 9 человек.

В рамках реализации инновационного проекта школы «Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения и реализации ФГОС начального основного и среднего общего образования» выполнены следующие мероприятия:

  • разработана и утверждена Программа проектной работы педагогического коллектива школы по реализации инновационного проекта «Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения ФГОС начального, основного и среднего общего образования» на 2016 2017 учебный год, приказ №163-ОД от 01.09.2016 года;

  • Инновационный проект «размещен на сайте школы и на сайте педагога-психолога Голубевой В.В.

  • А в апреле – мае 2017 года прошла презентация опыта работы ГБОУ РО «Волгодонская школа-интернат» в рамках проекта «Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения ФГОС начального, основного и среднего общего образования на областном и городском МО педагогов-психологов.

В работе с педагогами, которые формируют УУД воспитанников, знания, особая значимость придавалась формированию профессиональных коммуникаций, повышению уровня психологической культуры и компетентности. Психологическое просвещение педагогов было направлено на развитие психолого-педагогической компетентности посредством консультирования и проведения школьных научно-практических семинаров.

В соответствии с направлениями деятельности ОУ на 2017 -2018 учебный год необходимо решать следующие задачи:

- создание системы психологического сопровождения введения ФГОС в образовательный процесс;

- участие в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и просвещение родителей в вопросах формирования личностных компетенций;

- оказание психологической помощи воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, имеющим проблемы;

- мониторинг возможностей и способностей воспитанников, выявление и поддержка одаренных детей;

- содействие формированию коммуникативных навыков подростков;помощь в построении конструктивных отношений между участниками образовательного процесса;

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ;

- помощь в профессиональной ориентации воспитанников.

Основными направлениями деятельности административно-хозяйственной работы являлось:

- организация административно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;

планирование, организация текущего ремонта учреждения;

- руководство и контроль за работой технического и младшего обслуживающего персонала;

- создание и контроль за режимом, способствующим охране жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса;

- обеспечение своевременной подготовки школы к началу учебного года, подготовки к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.;

- соблюдение требований пожарной безопасности здания;

- подготовка и заключение договоров с предприятиями по обеспечению жизнедеятельности учащихся;

- планирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ОУ;

- материально-техническое обеспечение учебного процесса;

- проведение инвентаризации;

- ведение соответствующей документации.

Подводя итоги за указанный период учебного года была сделана следующая работа:

- до 20.07.2017 был выполнен приказ минобразования Ростовской области №317 от 17.05.2017 «О подготовке образовательного учреждения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов».

- проведена уборка, покос травы на территории учреждения;

- ежемесячно проводилась дератизация помещений школы.

- ежемесячно проводилась ТО всего оборудования по пожарной безопасности.

До 14.08.2017 был выполнен приказ минобразования № 493 от 07.07.2017 «О подготовке учреждения к новому 2017-2018 учебному году».

Для повышения комфортности пребывания в школе-интернате воспитанников был выполнен комплекс ремонтных и хозяйственных работ по зданиям. Во всех помещениях был произведен косметический ремонт силами обслуживающего персонала (покраска стен, санузлов, рекреаций, косметический ремонт пищеблока). В 2016-2017 г. были проведены электронные аукционы по закупке учебников на сумму 129 тыс.руб.;

- проведено благоустройство территории (размещены банеры, оборудованы клумбы к юбилею Ростовской области);

- были освоены целевые средства на проведение мероприятий по пожарной безопасности в сумме 300 тыс. руб., на преобретение музыкального оборудования 70 тыс. руб. и бытового оборудования (стиральные машины на сумму 113 тыс. руб.), спортивный инвентарь.

Проведена большая работа по реконструкции светильников(замена люминисцентных ламп на светодиодные в классных комнатах, монтаж светильников, аварийного, пожарного освещения). Проанализировав ситуацию за отчетный период, считаю что было сделано не мало работы по укреплению материальной базы школы и здания в целом.