Разработка интегрированного урока: математика + «Мир вокруг нас». (3 класс)

Тема: «Экологическая безопасность. Решение экологических задач».

Цели: 1. Учить применять знания о природе в новой ситуации;

2. Отрабатывать умение анализировать и решать задачи;

3. Совершенствовать вычислительные навыки;

4. Развивать речь путем беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;

5. Воспитывать экологическую культуру школьника.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

 II. Сообщение темы, целей урока.

- Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (Запись на доске).

Ответ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.

- А еще будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.

III. Экологический рассказ.

- Что же такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде). В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

- Пусть вы еще маленькие, но уже можете вести себя так, чтобы хотя бы не навредить природе. А если вы сможете остановить того, кто наносит вред окружающей среде, то это будет очень большим и правильным делом.

- Назовите ошибки, допущенные детьми на прогулке. (Учитель читает рассказ).

Поездка в лес.

За неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети решили все же сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про транзистор. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Веселой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер, заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках теплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо.

Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и стал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром, пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

(Л. А. Куришкина. «Экологический букварь»)

Обсуждение рассказа. Дети выносят свою оценку поступкам героев.

IV. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, обращая внимание на орфограммы.

- Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линии:

- на одну клетку влево;                                          – на одну клетку влево;

- на одну клетку вверх в угол справа налево;      – на три клетки вниз;

- на три клетки вверх;                                            - на две клетки вверх в угол справа налево;

- на одну клетку вниз в угол слева направо;       – на две клетки вниз;

- на одну клетку вверх в угол слева направо;     – на две клетки вправо;

- на одну клетку вниз в угол слева направо;       – на две клетки вверх в угол слева направо;

- на одну клетку вверх в угол слева направо;     – на две клетки вниз;

- на три клетки вниз;                                              – на две клетки влево;

- на одну клетку вниз в угол справа налево;       - на две клетки вниз.

- Получился фантазийный цветок, напоминающий колокольчик. Но раз он фантазийный, возьмите цветные карандаши и раскрасьте его такими цветами, какие еще не встречались вам в природе. Пусть это будет цветок будущего, который вырастет на нашей планете в благодарность за заботу о ней. (Дети раскрашивают).

V. Физ. минутка.

- Цветок мы с вами посадили, а теперь можно немножко отдохнуть.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

На полянку мы выходим

Много ягод там находим.

Земляника так видна!

Мы едим ее с куста.

На полянке посидели,

Все вокруг мы посмотрели.

Отправляемся вперед –

Нас дорога в даль зовет.

VI. Экологические задачи.

Задача 1

На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Составляем краткую запись:

3 чел. – 51кг

5 чел. – ?

Решение:     1) 51 : 3 = 17 (кг) – на одного человека

2) 17 * 5 = 85 (кг) – на 5 человек.

Ответ: на семью из пяти человек необходимо 85кг чистого воздуха.

Составим обратные задачи:

1. На 5 человек требуется 85кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется для трех человек?

5 чел. – 85кг

3 чел. – ?

85 : 5 * 3 = 51 (кг)

2. На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85кг чистого воздуха?

3 чел. – 51кг

? – 85кг

85 : (51 : 3) = 5 (чел.)

- Сравните задачи. Что особенного вы заметили?

Задача 2

Вяз и клен выделяют в год 16килограммов кислорода, клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? (Составь уравнение).

Решение:        7x + x = 16

8x = 16

16 : 8 = 2 (кг) выделяет клен

2 * 7 = 14 (кг) выделяет вяз

Ответ: вяз выделяет 14кг кислорода в год.

VII. Самостоятельная работа.

Ученики самостоятельно выполняют упражнения из учебника.

VIII. Отгадай слово. Выполни действия.

- Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочитаешь слово:

Л           94 : 2 + 60 : 12

Г           54 : 6 + 9 * 8

К           7 * 9 – 8 * 4

О          17 * 4 + 1

Э           6 * 8 : 4

О          35 * 2 – 38 : 2

- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово ЭКОЛОГ).

- Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. )

IX. Итог урока.

- Важно знать, предвидеть, что может случиться. А потому беречь природу, относиться к ней бережно.

X. Домашнее задание.

- Подготовить рассказ на тему «Экологические прогнозы».

- До свидания! Спасибо за урок!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.