Урок: Числительное

Учитель: Сергеева Виктория Борисовна, высшая квалификационная категория.

 

Тема урока: ”Имя числительное”.

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:  

-  знакомить с новой частью речи — именем числительным;  

- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучение нового учебного материала.  

 

Ход урока.

1.  Орг.  момент.

- Дружно встали, подтянулись,

Друг другу мило улыбнулись,

Посмотрели на меня.

Работать готовы?

- Да.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

- Внимательно слушайте стихотворение О Высоцкой «Веселая грамматика» и запоминайте части речи, о которых в нем говорится?

Веселая грамматика

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. А с какой, вы скажете сами, если внимательно слушали стих.

- О какой неизвестной нам части речи говорит автор стихотворения?

- Имя числительное.

- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но для начала угадайте известные вам части речи.

Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?

(Имена существительные)

Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.

(Глагол)

Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.

(Имя прилагательное)

А я указываю на предмет, но не называю его.

(Местоимение)

О местоимении.

Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык. Со многими другими вы познакомитесь позднее.

3. Формирование новых знаний.

1. Знакомство с количественными и порядковыми числительными.

- Итак, что же такое имя числительное?

Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.

Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.

Приведите примеры числительных, ответив на вопросы.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?

(Нет)

Правильно.

-Числительные, отвечающие на вопрос сколько? И на вопрос какой?

-Чем они отличаются и как называются вам поможет узнать ваш верный друг и помощник учебник.

- Открывайте учебники на странице 84.

- Открывайте тетради, записывайте число, классная работа.

- Выполняем упр. 1 на стр. 84

4. Физминутка.

Раз – прогнуться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

- Имена числительные.

- Какие это числительные?

- Количественные.

- Почему? Как определили?

- Отвечают на вопрос сколько?

5. Игра с мячом «Волшебники»

-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

Упр.2 Работа в парах. 

- Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопрос.

Какие это числительные? (- Количественные. Отвечают на вопрос сколько?)

-Выполните вторую часть упражнения по цепочке.

Назовите числительные. Какие это числительные?

Как определили?  (- Порядковые. Отвечают на вопрос какой?)

6. Рубрика «Путешествие в прошлое».

- А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое. На уроках русского языка в третьем классе мы с вами узнали, что среда получила свое название,  потому что этот день называет середину недели. Воскресенье раньше называли неделя, поэтому день, который шел после недели был назван понедельником. Прочитав статью рубрики, вы узнаете,  откуда взяли свои названия остальные дни недели.

- Почему воскресенье получило такое название?

7. Закрепление нового материала.

Работа в группах.

- А чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, проведем мини-тест.

Будьте внимательны!   Мини – тест:

1) Имена числительные делятся на … .  

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .  

3)  Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это  …  числительные.

5) Один, два, три,  шесть – это … числительные.  

8. Итог урока. Рефлексия.

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- С именем числительным.

- Чему учились на уроке?

- Находить количественные и порядковые числительные.

Оцените свою работу на уроке при помощи имени числительного.

- Какое это числительное?

9. Задание на дом.

Стр. 86 упр. 3, найти как можно больше фразеологизмов с числительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.