Урок литературы. Любовная лирика А.С. Пушкина

Урок литературы

Любовная лирика А.С. Пушкина.

Учитель высшей категории Батрунов Д.Н.

Тема урока: «Любовная лирика А.С. Пушкина.

Цели урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта; продолжать совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; вызвать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина; сопоставлять взгляды поэта с проблемами сегодняшнего дня.

Ход урока.

1. Слово учителя

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами поговорим на очень важную тему, важную для каждого человека – любовь в жизни и творчестве. В основу анализа этой проблемы положем творчество великого русского поэта- А.С. Пушкина. (слайд ) Поэт говорил о том, что «любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны». Как вы понимаете смысл этой фразы, которая стала крылатой?

2.Предкоммуникативный этап.

- А что мы знаем о любви? Давайте попытаемся выяснить это с помощью словесных ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова любовь. Вы называете их, а я запишу их на доске.

- В конце урока мы посмотрим , как расширились наши представления об этом понятии.

- Итак, что же такое любовь? Постарайтесь дать определение этому слову?

- Толковый словарь русского языка дает следующее определение: любовь- 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. (слайд). В словаре « Живого великорусского языка В.И Даля» читаем- любовь- состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность, вожделение, охота, расположение к чему- либо. В историко- этимологическом словаре современного русского языка находим: любить, люблю- 1) переживать влечение , сильное тяготение непреодолимую привязанность к кому- либо;2) иметь склонность , пристрастие к чему – нибудь. Сюда же любовь.

- Найдите слова, которые являются общими во всех этих определениях. О чем это говорит? (Любовь- это сильное чувство, требующее от человека максимальной внутренней отдачи).

А как вы считаете, любовь – важна в сегодняшнем мире? Может быть, это чувство изжило себя, превратилось в нечто архаичное- пережиток прошлого? Послушайте одно письмо ( Чтение текста письма, см. Современные открытые уроки литературы, стр. 217.)

- Как вы думаете, когда написано это письмо ? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», жил более полутора столетий назад, в 1854 году. И он верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека- «отворять душу» для лучших человеческих побуждений , для лучших человеческих качеств.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы его. Не случайно, у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры. Как же это чувство реализовалось в творчестве поэта?

2. Коммуникативный этап.

1. Реализация проектного задания «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина».(слайд).Чтение и анализ стихотворений поэта «Храни меня, мой талисман», « Я помню чудное мгновение», « Мадонна».

- Да, чувство А.С. Пушкина было глубоким и проникновенным. Об этом говорит и то, что на смертном одре поэт думал о жене и детях. ( видеосюжет из фильма « Пушкин. Последняя дуэль».

2. Анализ стихотворения « На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

- Давайте проанализируем , какими приемами поэт пользуется, чтобы передать тонкие движения души на примере стихотворения «На холмах Грузии лежи ночная мгла..»

1. Выразительное чтение стихотворения .

2.Какое чувство осталось после прочтения этого стихотворения?

3. Гоголь писал о лирике Пушкина: « Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обосновывают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт…»(слайд) Можно ли применить эти слова к данному стихотворению? Как понимать слова «нет наружного блеска»? ( Мало выразительных средств, характерных для поэтической речи: нет ярких эпитетов, для образности используются метафоры «лежит мгла», «сердце горит»).

4.- Все просто, но содержание этого стихотворения очень глубоко. Чтобы добиться этой простоты поэт напряженно работал. Об этом свидетельствуют сохранившиеся черновики стихотворения. В нем нет ни одного случайного слова. Попробуем определить эти смыслы.

- Прочитайте два первых стиха, которые передают пейзажную картину.

- Первый стих – это высота, которую символизируют холмы, второй стих- глубина, которую символизирует река. О чем говорит это сопоставление? ( Это символизирует глубокое чувство поэта).

- А почему поэт упоминает «ночную мглу»? Какой смысл передает этот образ? ( ночь, пронизанная светом любви).

- Прочтите третий и четвертый стихи. Они характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Почему автор использует для передачи своего чувства безличные предложения. ( «мне грустно и легко». Важно само чувство лирического героя.)

- Следующие четыре стиха меняют интонацию. Она становиться более напряженной. Прочтите их .Использование каких частей речи помогают поэту передать состояние лирического героя? ( глаголы).

- О какой любви говорит поэт в этом стихотворении? ( любовь- самопожертвование).

- Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение у современного читателя?

- Поэзия Пушкина чрезвычайно музыкальна. Это стихотворение- не исключение. Автор широко использует прием аллитерации- звуковой организации речи. Выпишите из первых двух строк сначала гласные звуки, а затем- согласные .Посчитайте их. ( Обилие согласных звуков – преобладание сонорных. Преобладание гласных звуков.)

- Аллитерация позволяет речи быть музыкальной. Это позволило Римскому- Корсакову написать романс на стихе поэта. ( слайд, прослушивание романса).

3.Итоги урока.

- Давайте обратимся к словесным ассоциациям к слову любовь, которые мы давали в нале урока. Какими новыми словами мы можем пополнить это список? Помогла ли поэзия А. С. Пушкина разобраться в смысле и значении любви в жизни человека?

4. Домашнее задание

В. Г. Белинский сказал о пушкинской поэзии – «лелеющая душу гуманность». Как вы понимаете значение этих слов? Письменно ответить на вопрос.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.