Урок русского языка в 4 классе. Обобщение пройденного о правописании личных окончаний глаголов.

Учитель: Сергеева В.Б., высшая категория.

Урок русского языка в 4 классе

ТЕМА:Обобщение пройденного о правописании личных окончаний глаголов.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Актуализация ЗУНов по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

2.Систематизировать существенные признаки глагола как части речи (в том числе и при морфологическом разборе глагола)

3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

5.Развивать речь детей через правильное применение глаголов-синонимов, антонимов; работу с пословицами и фразеологизмами, при объяснении выбора буквы в орфограмме.

6.Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

7.Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо-и самоконтроль.

8.Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией редакторов и корректоров.

9.Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: магнитофон с записью «внутреннего голоса» учителя, перфокарты по определению типа спряжения (по числу учащихся), рисунок «ключа», конверты под буквой «К» и «Р» с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), тесты (по числу учеников в классе), табличка «Главный редактор», памятка «Разбор глагола как части речи» (если необходимо), таблица «Правописание безударных личных окончаний глагола» (если необходимо), карточки с индивидуальными заданиями для «корреспондентов» (разложенные на столе «главного редактора»).

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята, готовы к уроку? ( Да!)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? Покажите.(слайд)

- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята?

– Нет.

- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите… А теперь понятно?

– Да.

- Что объединяет слова второй группы?

– Глаголы

- Какова же роль глаголов в речи?

- Они делают речь ясной, понятной, богатой…(слайд)

- Конечно. Алексей Толстой писал (это изречение может быть записано на доске или отдельном плакате): «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».

- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? (Версии детей)

- Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя: (Звучит на CD запись «внутреннего» голоса) «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».

2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет

- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня будет в центре нашего внимания .

Умения (дети читают хором с доски):

«Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать» помогут нам «выпустить» номер журнала «Хочу всё знать», посвящённый глаголу. Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондентов, редакторов, корректоров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания о глаголе и выпустить новый номер журнала. Уверена, не обойдемся и без каких-то открытий. Согласны?

– А узнать, чем занимаются корреспонденты, редакторы, корректоры, наборщики нам поможет толковый словарь.

3.Повторение теоретических сведений о глаголе

1)Наши корреспонденты уже начали свою работу. Давайте послушаем, какой материал они собрали. (Заранее подготовленные дети читают стихотворение о глаголе):

Ученик1. Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет и поёт.

Ученик 2. Он лицо имеет, время, вид, залог и наклонение.

Нам с тобой он служит. С другими частями речи дружит!

Ученик3. У существительного, числительного и местоимения

Берёт взаймы род и число для лучшего общения!

Ученик4. Занимает второе место после существительного

Как наиболее употребительный!

– Спасибо.

– Чтение значений слов из словаря.

2) Игра «Выборы главного редактора»

– А сейчас самое время выбрать моего помощника, «главного редактора» журнала, который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста о глаголе, тот и займет по праву это место.

(Учитель раздает каждому «анкету» с вопросами в виде тестов с теоретическими сведениями о глаголе. Первый выполнивший несёт лист с заданиями на проверку учителю, и если ошибок нет, занимает отдельную парту с табличкой «Главный редактор». При правильном выполнении должна высветиться ключевая фраза «Заруби на носу»).

Перечень вопросов:

5.Работа над лексическим значением фразеологических оборотов. Упражнение в подборе глагольных форм и правописании безударных личных окончаний

- Если вы соедините выбранные буквы в обратном порядке (см. предыдущее задание), то у вас должна получиться «ключевая» фраза. Назовите её. - Заруби на носу.

- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения?

- Фразеологизмы

- Очень часто журналисты используют в своих статьях фразеологические обороты. Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) и запишите в тетрадь столбиком:

Чешут языком –

Обведёшь вокруг пальца –

Витаете в облаках –

Прикусим язык –

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски)

болтают, обманешь, мечтаете, замолчим

Проверка: – Согласны с (имя ученика, выполнявшего задание у доски)? Скажите, ребята, написание какого личного окончания не вызвало вашего затруднения?

- « -им», т.к. оно ударное

- Какие же действия необходимо выполнить, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? (Учитель оценивает выполнение задания у доски).

-А какие ещё орфограммы в личных окончаниях глаголов нам встретились?

- ь во 2 лице ед.ч., буква «е» на конце «-ете», парный [т] в окончании «-ют»

- Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях букву «Л.», а кому трудно – «Т.».

- Как называются противоположные по смыслу слова? - Антонимы

- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?

- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»

- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.

6.Упражнение в определении спряжения глагола, воспринятого на слух (работа с перфокартой)

- Ой, ребята, на двери редакции установили кодовый замок и не сможем туда попать, чтобы распечатать наш журнал, пока не разгодаем шифр. Давайте заполним «окошки», поставив крестик в правильном месте:

г

л

а

г

о

л

Спряжение

1

2

3

4

5

6

7

8

I

II

(Учитель диктует глаголы, а дети расставляют крестики в нужных строках таблицы-перфокарты)

- Чистим, погуляешь, держите, растопят, застелешь, учим, гуляют, нарисуете

Проверка: Если вы всё сделали правильно, то у вас должен получиться следующий ключ (Учитель показывает образец). Встретились ли глаголы-исключения? («держите», «застелешь»)

7.Физкультминутка

Код к замку мы подбирали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

– 2 л., ед.ч.

Физминутка для глаз

8.Дифференцированная работа по закреплению пройденного материала

-Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Чтобы мы могли, как можно больше подобрать интересного материала для журнала, я предлагаю разделиться на группы.

Наши корреспонденты, которые в начале урока рассказывали о глаголе, получают индивидуальные задания от главного редактора. Подходите к столу и выбирайте себе любое. (На столе «главного редактора» разложены карточки, на которых с одной стороны записан глагол, а с другой – задание, которое с этим словом надо выполнить).

Примеры заданий: «течь» – выполни звук буквенный разбор;

«прилетели» – разбери по составу, укажи в скобках грамматические признаки;

«увидим» – разбери как часть речи;

«играть» – проспрягай (измени по лицам и числам).

После окончания относите свои работы главному редактору .

- Остальным я тоже предлагаю выбрать себе задание по душе.

Не спешите, подумайте и решите, какую должность вы хотели бы занять. Кто умеет и любит исправлять чужие орфографические ошибки, будут в роли корректоров разбираться в письмах наших читателей из конверта под буквой «К».

Не останутся без работы и редакторы. В конверте с пометкой «Р» задание для вас – вставить подходящие по смыслу глаголы, озаглавить статью.

- Исправленный вариант запишите в тетрадь, подпишите спряжение и лицо над каждым глаголом, а один – разберите как часть речи. Поднимите руки, кто хочет быть корректором? Хорошо. Приступайте к работе.

Проверка: – Кто хочет отдать свою работу на подпись главному редактору? (выборочно 3-4 тетрадочки, возможно у главного редактора есть правильные варианты текстов).

Задание для «корректоров»

Исправь ошибки, подпиши лицо и спряжение глаголов, один глагол разбери как часть речи

Приходет радосная висна. Исчезает последний снек в лису. Лез просыпаиться после зимнево сна. В синим неби вются стайки птиц. Свитлеет туманная даль, снеба глидит на тебя весенние сонце.

Задание для редакторов

Вставь подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, озаглавьте Подпиши спряжение и лицо глаголов. Один разбери как часть речи

Красиво в парке весной! Природа просыпается после длинного сна. Оживает каждое дерево. На деревьях появляются маленькие клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают букашки и муравьи. Они греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки.

10. «Игра «Наборщики»

1) Пока главный редактор подписывает документы, мы поработаем «наборщиками»: за 1 минуту наберём как можно больше слов из букв слова «типография».

Через минуту дети читают получившиеся слова, у кого больше – тот и получает «5».

  • Работа со статьё

- Ребята, в одной из волгодонских газет, я нашла очень интересную статью. Сейчас я вам ее прочитаю

Вы могли бы тоже помочь ребятам из №16 школы и опубликовать в своём журнале призыв

Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. А вашим отделам предстоит подготовить подписи к фотографиям (фотографии из жизни класса)

2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение. (Оно записано или на доске). Что же здесь должно быть написано? Догадались?

- о – ч – л д- л – г – л – й – м – л – ! (Кончил дело – гуляй смело!)

- Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите «личико»

12.Подведение итогов урока Рефлексия

Дополни

Теперь я знаю ……..

13.Домашнее задание

- Спасибо. Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: «Редакторы» попробуют придумать рассказ, состоящий из одних глаголов, например на тему «Как много я успеваю сделать за день»,

«Корректоры» – придумывают рекламу журнала.

-Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама. Без этого сейчас никуда. С чего начинается реклама? Кому она адресована? Почему необходимо прочитать журнал? О чем вы узнаете из очередного номера? Попробуйте, разделившись на группы, придумать рекламу или самого журнала, или для него?

а «корреспонденты» – подберут 4-5 пословиц, в которых есть глаголы. Все ваши работы мы также «опубликуем». Всем: подумайте над оформлением обложки.

Ребята! Несмотря на все трудности, с которыми мы встретились при выполнении заданий, благодаря общим усилиям, журнал наш готов. Давайте поздравим друг друга. Эта газета будет помогать нам с вами в познании непростой науки – русский язык.

 

 

Открытый урок русского языка в 11 классе.

Учитель: Батрунов Д.Н., высшая квалификационная категория.

 

Тема: Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева –

две звезды в поэзии Серебряного века.

Цели: дать краткий обзор жизни и творчества А.Ахматовой и

М.Цветаевой через сопоставление их поэтических систем;

формировать навыки анализа поэтических текстов

Ахматовой и Цветаевой;

показать трагичность мироощущений поэтов;

учить глубокому уважению к истории и культуре своей

страны;

привить любовь к литературе, к творчеству Ахматовой и

Цветаевой.

Оборудование: мультимедиа, портреты А.Ахматовой и Цветаевой,

фотографии, иллюстрации, тексты стихотворений, книги

(сборники стихов), музыкальное сопровождение – песни «Две

звезды» в исполнении А.Пугачёвой, «А на последок я

скажу…».

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Показ мультимедиа.

(Звучит муз. сопровождение – песня«Двезвезды»в исполнении

А.Пугачёвой).

(Во время показа – слайд №1. Портреты А.Ахматовой и

М.Цветаевой).

3. Слово учителя.

Так сложилось, что в России два женских имени в поэзии надолго затмили своей значимостью другие женские имена. Это Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева – две ярчайших звезды в поэзии Серебряного века.

4. Выступления учащихся.

(Двое уч-ся поочерёднорассказывают о жизни и творчестве А.Ахматовой и Цветаевой в сопровождении мультимедиа).

Слайд №1 (портреты поэтов)

Анна Андреевна Ахматова Марина Ивановна Цветаева

( Горенко) родилась 11 июня «Красною кистью рябина зажглась,

1889 года на Большом Фонтане Падали листья, я родилась…»

(близ Одессы) в семье родилась М.Цветаева, как пишет

флотского инженера – механика она, осенью, 26 сентября 1892 года

в отставке. Годовалым Москве, в интеллигентной семье.

ребёнком была перевезена на

север – в Царское Село. Там

прожила до 16 лет.

Слайд №2 (Семьи. Их родители)

Семья Ахматовых была Отец М. Цветаевой: Иван

большая: Владимирович Цветаев- профессор

Отец: Андрей Антонович, Московского университета, учёный

Мать: Инна Эразмовна, в филолог, общественный деятель,

девичестве Стогова. один из основателей Музея

Сёстры: Ирина, Инна, Ия, изящных искусств.

Братья: Андрей и Виктор. Мать: Мария Александровна

В родне матери были люди Мейн – блистательная пианистка,

причастные к литературе: пожертвовавшая музыкальной

Некая Анна Бунина – тётка карьерой ради семьи, была

отцу матери, приходилась переводчицей художественной

Эразму Ивановичу Стогову. литературы с английского и

Прасковья Егоровна – одна из немецкого языков.

княжон – в 18 веке вышла Дед: Александр Данилович Мейн

замуж за богатого и знатного (со стороны матери) московский

сибирского помещика городской голова, был знаком с

Мотовилова. Егор Мотовилов Л.Н.Толстым, бывал не раз у него

был прадедом. А его дочь дома.

Анна Егоровна была Мать жила музыкой, отец- музеем.

бабушкой. Она умерла, когда Музыка и музей два влияния

маме Ахматовой было 9 лет, сливались и сплетались в одном

и в честь её назвали доме, накладывали неповторимый

Ахматову Анной. отпечаток на растущих сестёр -

Марину и Асю.

Слайд №3 (Их мужья)

В апреле 1910 года Анна Вскоре Марина Цветаева

Горенко становится женой встретит Сергея Яковлевича

Николая Степановича Эфрона, своего будущего мужа,

Гумилева. которому едва исполнилось 17

лет. Они обвенчаются в начале

1912 года в Москве.

Слайд №4. (Их дети)

От брака у Ахматовой и В сентябре того же года в молодой

Гумилева родился семье Цветаевых появится

единственный сын – Лев. первенец – дочь Ариадна.

Слайд №5. (Их последнее фото)

Первое стихотворение Стихи Цветаева начала писать

Ахматова написала в с 6 лет, печататься -с 16-ти, а 2

11 лет. Первый сборник года спустя выходит в 1910 году

стихов «Вечер» выходит 1 сборник стихов «Вечерний

в 1912 году. Через 2 года альбом». Вслед за ним в 1912 году

выходит второй сборник выйдет сборник стихов

«Чётки». Главная тема – «Волшебный фонарь», а в 1913-

любовь. сборник «Из 2-х книг»- оба под

В канун революции 1917 года маркой издательства «Оле-Лукойе»

выходит ещё один сборник Её перу принадлежит более 800

«Белая стая». В 1921 выходит лирических стихотворений, 17 поэм

2 сборника стихов 8 пьес, около 50-ти произведений в

«Подорожник», «Анно Домини» прозе, свыше 1 тысячи писем.

Следующая книга стихов

выйдет лишь в 1940 году. Это

был небольшой сборник «Из

шести книг».

В годы Великой Отечественной Годы первой мировой войны,

войны ею были написаны революции и гражданской войны

стихи, насыщенные были временем стремительного

мужеством. В 1962 году она творческого роста Цветаевой. Она

завершает книгу «Поэму без жила в Москве, много писала, но

героя», которую она писала печатала мало.

более 20-ти лет. Октябрьскую революцию

Трагическая судьба России М.Цветаева не приняла. Советская

пережита Ахматовой вместе с власть великодушно её не замечала

ней, она разделила участь своей уделяла ей из своих скудных

Родины. запасов паёк, а в мае 1922 года

В первые послереволюционные разрешила ей с дочерью уехать за

годы имя Ахматовой границу – к мужу, который был

замалчивалось. В 1921 году белым офицером.

по обвинению в контреволю- За рубежом Цветаева жила сперва в

ционном заговоре арестован и Берлине (но недолго), потом 3 года

вскоре расстрелян её муж, поэт в Праге, в ноябре 1925 года

Н.С.Гумилёв. перебралась в Париж. Жизнь за

В 30-е годы волна рубежом была трудной. Поначалу

сталинских репрессий эмиграция приняла Цветаеву как

накрыла Ахматову. Был свою. Её охотно печатали и

арестован её единственный хвалили. Но вскоре всё изменилось.

сын, Лев Гумилёв. Вскоре Её печатают всё меньше и меньше.

освобождённый, он вновь был Она пишет очень много, но

арестован. Во время войны написанное годами не печатают.

воевал на фронте до победного Если в 1922-23гг. ей удалось

конца, а в 1940 году его издать за рубежом 5 книжек: «Царь

посадили в третий раз, и лишь – Девица», «Стихи к Блоку»,

в мае 1956 года он оказался на «Разлука», «Ремесло», то в 1924

свободе. году- только одну- «Молодец», а

Во время войны 1941 года потом наступает перерыв до 1928

Ахматова оставалась в года, когда вышел в свет

блокадном Ленинграде, затем последний прижизненный сборник

её больную эвакуировали в Цветаевой «После России».

Ташкент и в 1944 году Вокруг Цветаевой всё теснее

Ахматова вернулась в смыкалась глухая стена

освобождённый Ленинград. одиночества. Семья испытывает

В 1946 году была открыта трудности. Муж болен, работать не

кампания против Ахматовой, может. Дочь вязкой шапочек

настоящая травля: в выступле- зарабатывает 5 франков в день, на

нии Жданова и них вчетвером (муж, она, дочь и

последовавшим за этим 8-летний сын Георгий). Они живут,

Постановление Цк ВКП(б) «подыхают с голоду», как писала

приказано: объявить поэзию Цветаева. (Об этом мы узнаём из её

Ахматовой чуждой народу, письма, датированным 1933 годом)

враждебной ему. Её исключают В таких лишениях, в такой

из Союза писателей, лишают изоляции Цветаева героически

средств к существованию. работала, как поэт, не покладая

Она становится изгоем в рук. И в это время у неё растёт и

собственной стране. Тираж уже укрепляется интерес – что же

напечатанного сборника стихов происходит на её родине?

в 1946 году Ахматовой был Она пишет знаменитое своё

уничтожен. стихотворение «Тоска по

Только в годы «оттепели», с «Родине!» В 1920 году

середины 50-х годов на Цветаева переживает трагическую

страницах отдельных журналов смерть маленькой дочки Ирины,

стали снова появляться её стихи. которую она отдала в детский

Только в последние годы жизни приют, пытаясь спасти от голода.

Поэзия Ахматовой получила В 1937 году муж Марины, Сергей

мировое признание. от преследования французской

В 1964 году она стала лауреатом полиции, бежит с дочерью в

Международной премии в Советский Союз.

Италии, в 1965 году – почётным Марина Цветаева мечтала

Доктором Оксфордского вернуться на родину «желанным

Университета в Англии. гостем», но так не получилось.

Личные её обстоятельства

Сложились плохо: муж и дочь её

подвергались необоснованным

репрессиям.

Сергей Яковлевич (муж) и дочь

Ариадна были арестованы.

Ариадна получила лагерный срок,

а муж Сергей был расстрелян в

августе 1941 года. Цветаева

боролась за жизнь в одиночку

В 1966 году 5 марта Анна 31 августа 1941 года Марина

Андреевна Ахматова умерла. Цветаева покончила жизнь

На родине творчество Ахматовой самоубийством.

стало широко известно в 80-е Существует 3 версии

годы 20 века, когда самоубийства Марины Цветаевой

массовыми тиражами стали в Елабуге:

издаваться её сборники стихов. Первая: принята сестрой поэта

Анастасией Цветаевой. По этой

Версии М.Цветаева ушла из

жизни, спасая и облегчая жизнь

своего сына. Она понимала, что

с репутацией матери-

«белогвардейки» сыну в России

– не жить.

Другая: выдвинута Марией

Белкиной. К уходу из жизни

Цветаева была внутренне

готова давно, о чём говорят её

стихи и дневниковые записи.

Белкина добавляет к этому её

душевное нездоровье,

обострившееся с начала войны.

Однако название этой душевной

болезни, поразившей к тому

времени не только Ахматову, но

и Пастернака, Мандельштама –

это страх за дальнейшую судьбу

близких, её сына.

Страх. Всего.

В последние годы возникла 3

версия гибели Цветаевой,

изложенная

Ирмой Кудровой в её книгах и

статьях о Цветаевой. Ей НКВД,

вероятно, склоняли к

сотрудничеству. Но Цветаева дала

один ответ- отказ.

Пастернак писал: «Пока ты поэт,

тебе гибели в стихии нет.

Гибель наступила тогда, когда

всякий путь к творчеству был

отрезан, когда Цветаева была

выброшена в одиночество, в

безлюдье, в пустоту!»

Через 100 лет после её рождения

её стихам настал долгожданный

черёд.

5. Слово учителя.

Тяжёлая участь, тяжёлая судьба у этих поэтесс, но не смотря на это они стойко и мужественно боролись с жизненной неурядицей. Их объединяло одно – любовь за свой народ, любовь за свою Родину, любовь за свой город – Петербург или Москву.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство из страны – предательством.

6. Чтение стихотворения учителем.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

7. Слово учителя.

Для М. Цветаевой Родина ассоциируется с любимым городом, в котором она родилась. И этот город – Москва. Ей, Москве, она посвящает множество стихов.

Если Ахматова придаёт своему городу статус мужчины, то Цветаева – статус женщины.

Цветаевская Москва, отождествлённая с лирической героиней – бросает вызов Петербургу.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром!

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

- Итак, каким же представляется Петербург у Ахматовой иМосква у Цветаевой? Давайте посмотрим.

Задание:

- Сопоставьте стихотворения А.Ахматовой «как люблю, как любила глядеть я на закованные берега…» и М.Цветаевой «Москва! Какой огромный странноприимный дом…!»

Тексты стихотворений у вас лежат у вас на столе.

Сопоставив эти стихотворения, посмотрите, как представлены эти 2 столицы у Ахматовой и Цветаевой. Кому они отдают предпочтение и почему?

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод:

Ахматовский Петербург – это «строгий спокойный, туманный», «тёмный» город у грозной реки. Он часть общеевропейской культуры, придавший классическую стройность не только архитектурному облику, и типу личности. Петербург – это источник и залог духовной силы и мужества:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды.

На этом фоне Москва для Ахматовой – пространство стихийное, непредсказуемое, внушающее ощущение гибельности:

Переулочек, переул…

Петелькой затянул.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии:

Мы сегодня с тобой, Марина,

По столице полночной идём.

А за нами таких миллионы,

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающий след.

- Что же объединяет эти 2 стихотворения?

Общий мотив – мотив избранности поэта. И избранность эта особенная.

Цветаевская лирическая героиня – это голос московского люда. Ахматовская – это голос петербургской поэзии.

В обоих стихотворениях город – это олицетворение, воспринимающийся как живой образ. Причём Петербург – по-мужски строг, а Москва по- женски безалаберна.

Цветаева считает, что жизнь – бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть жизнь». Она понимает жизнь как борьбу, как противостояние:

Ты охотник, но я не дамся,

Ты погоня, но я есть бег.

Ахматова воспринимает жизнь как дар божий, несмотря на драматизм и даже трагизм бытия. Понимание жизни у Ахматовой сопряжено с большим нравственным счётом, предъявляемый ею к самой себе, к личности вообще.

Обе они отводят Поэту особое место в мире.

Ахматовский образ Поэта – это власть над людьми, неподсудность земному суду: «Поэтам вообще не пристали грехи».

Цветаева считает, что «Поэтам без истории» не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать – они уже всё знают отродясь. Они ни о чём не спрашивают. Они пришли в мир не узнавать, а сказать.

Ахматова и Цветаева придали слову глубину и многогранность, открыли его неисчерпаемость.

Ахматова и Цветаева – звёзды первой величины. Кощунство будет, если относиться к звезде мы будем как к источнику света, энергии.

Звёзды – это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам непостижима.

8. Слово учителя.

- Ну, а в завершении урока вам предлагается выполнить проверочную работу – Тест по творчеству А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой.

9. Подведение итогов урока.

10. Дом. задание

Закончить тест, подготовить чтение наизусть стихотворения Ахматовой или Цветаевой (на выбор уч-ся).

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.